1.
"Правые" ленинисты. Это течение - из той же оперы, что и пресловутый "сталинофашизм", либо "правый сталинизм", и представляет собой обычную апологетику Ленина "справа". Это течение находится за рамками левого движения и представлено обычными правыми национал-патриотами, которые не имеют ничего общего ни с марксизмом, ни с ленинскими идеями. В частности, "правыми ленинистами" являются патриотические публицисты Сергей Кара-Мурза (
"Проект Ленина" - путь к обрыву или к спасению?) и Борис Бессонов (
Владимир Ленин - собиратель земель русских). На формирование современного "правого ленинизма" в значительной степени повлияли идеи покойного фолк-историка Вадима Кожинова, который в своей известной книге "Черносотенцы и Революция" хвалил Ленина и большевиков как "спасителей русской государственности". Разумеется, "правый ленинизм" гораздо менее популярен, чем "правый сталинизм", поскольку Ленин подходит на роль "русского патриота" в гораздо меньшей степени, чем Сталин. Большинство "правых сталинистов" ненавидит "жида Ленина-Бланка", ставит в заслугу Сталину "разгром жидобольшевицкой ленинско-троцкистской банды".
2.
"Левые" ленинисты. Представляет собой широкий конгломерат левых, которые положительно относятся к Ленину и считают его классиком марксизма, своим учителем. Состав "ленинских" левых довольно пестрый, в него входят разнообразные силы, начиная от социал-демократов типа Бузгалина, Колганова и Славина, рыночно-социалистического госкаповца
Петрухина с его "персонализацией общественной собственности" до крайних левых типа
черветтистов, бордигистов,
Гачикуса с его РПБ,
Назаренко с его
Интеркомсоюзом, "старая" МРП времен Юрия Леонова, и даже - "анархо-ленинисты". В центре располагаются вечные оппоненты - сталинисты и троцкисты, а также колеблющиеся между сталинизмом и троцкизмом "советские антисталинисты" (хрущевцы типа
Пригарина, а также бурдюговцы и крючковцы, большей частью объединившиеся с тюлькинцами, а меньшей - создавшие
Региональную Партию Коммунистов).
Справа от ленинцев в левом движении находятся "умеренные" социалисты - неокаутскианцы, неоменьшевики (например, социал-демократ
Мальцев, казанский философ-"материалист", бывший лидер Демократической Рабочей Партии (марксистской)
Александр Хоцей неоменьшевик-ильенковец
Вадим Межуев и мимикрирующий под "марксиста" социалист-утопист, призывающий вместо пролетарской революции строить новые фаланстеры - "ноополисы"
Анатолий Федоров-Агафонов.
Слева от ленинизма находятся так называемые "левокоммунистические" течения: люксембургизм (см.
Rosa Luxembourg - Leninism or Marxism) импоссибилизм/делеонизм (
World Socialist Moviement,
Socialist Labour Party USA), "либертарный" левый коммунизм (ретекоммунизм, консилизм, паннекукианство), наши левкомы типа "неоменьшестской" МРП (Левый Поворот) и близкого к ней "
Объединения Сторонников Классической Марксистской Теории Коммунизма" (ОСКМТК), возглавляемого Валентином Дьяченко (см. "
Ленин XXI веку"). Наиболее яркий пример "марксизма левее Ленина" представляет собой книга левкомовского марксоведа Рюбеля "
Маркс против марксизма" и статья Отто Рюле "
Борьба против фашизма начинается с борьбы против большевизма".
3.
Марксисты-ленинцы. Данное течение является подмножеством п.2, представители данного течения не просто признаниют Ленина истинным учеником Маркса, "классиком марксизма", но и считают ленинизм новым этапом в марксизме, "революционным марксизмом эпохи империализма и пролетарской революции", в противовес классическому, "доимпериалистическому" марксизму. Известно, что далеко не все марксисты, "уважающие" Ленина и считающие его своим учителем согласны с такой трактовкой ленинизма. Многие "марксисты" отрицают, что Ленин открыл новый этап в марксизме, по их мнению, Ленин вовсе не создавал "ленинизм как марксизм эпохи империализма", а был всего лишь верным учеником Маркса. Подобные деятели считают себя "сторонниками идей Маркса, Энгельса и Ленина, но называют себя вовсе не "марксистами-ленинцами", а просто "марксистами", поскольку "марксизм-ленинизм" есть якобы "сталинистское клише". Сталин, считают подобные деятели, изобрел "марксизм-ленинизм" лишь для того, чтобы опровергнуть классический марксизм, прикрываясь именем Ленина (который "марксистом-ленинцем" вовсе не был, также как и Маркс не был "марксистом"). Целью подобных деятелей левого движения является преуменьшение вклада Ленина в теорию марксизма. Например, такой точки зрения на ленинизм придерживался Троцкий, пытавшийся принизить ленинизм, чтобы возвысить себя на фоне Ленина (хотя на деле Троцкий был ревизионистом марксизма и центристом с отдельными левацкими полуанархистскими загибами), а также идейно близкую к нему "антиленинскую марксистку" Розу Люксембург (троцкисты, в отличие это "эмэлов", считают Розу Люксембург "классиком марксизма", что неудивительно, ведь троцкизм ближе к люксебургизму, чем к ленинизму). Свою точку зрения на ленинизм как всего лишь "практическую реализацию теории марксизма" Троцкий обосновывал в работе "
Философские тенденции бюрократизма".
Той же точки зрения, что и троцкисты, на ленинизм придерживается и "ленинское" крыло левого коммунизма (бордигизм, черветтизм и др.). Например, во многом устаревшая, но все еще действующая "
Платформа МРП" 1990 года гласит: "
Идейно-теоретической основой партии является марксизм - диалектико-материалистическое учение Маркса-Энгельса-Ленина об освобождении рабочего класса. МРП не считает возможным применение термина "марксизм-ленинизм", который является отражением эклектического подхода к общественным явлениям, укрепившегося после смерти Ленина". Этим и объясняется тот факт, почему троцкистские и ленинско-госкаповские организации, практически никогда не называют себя "ленинцами", "ленинистами". Троцкисты и госкаповцы именуют свои организации как угодно - "марксистскими", "революционными", "рабочими", "социалистическими", "интернационалистическими" и даже "демократическими", но только не "ленинскими" и не "марксистско-ленинскими". Вообще, если какой-либо деятель левого движения называет себя не "марксистом-ленинцем", а просто "марксистом", то мы сразу можем предположить, что перед нами либо троцкист, либо госкаповец, либо какой-нибудь неоменьшевик, отрицающий ленинизм "справа" (точно также и православные христиане смотрят с подозрением на человека, называющего себя просто "христианином": Почему "христианин", почему не "православный"? Ты че, баптист чтоль какой?). В свою очередь, троцкисты и левкомы смотрят с подозрением на "марксистов-ленинцев", видя в последних исключительно "сталинистов" и "маоистов". Как пишет левый публицист Фрактал, "
Сталинизма характеризует теория «марксизма-ленинизма». Услышишь «м-л» - называй это либо сталинизмом, либо маоизмом. Например, «м-л» партии есть в Непале, Индии. Все это – сталинисты, маоисты." (
Характерные признаки современного сталинизма). Однако, далеко не все "марксисты-ленинцы" есть сталинисты, либо маоисты. Помимо сталинистов и маоистов на "марксизм-ленинизм" претендуют так называемые "чистые ленинисты". Об этом весьма редком и оригинальном течении речь пойдет далее.
4.
"Чистые" ленинисты. Здесь мы имеем дело с особым течением российского комдвижения, являющимся узким подмножеством п.3. Представители данного течения выступают за восстановление идейной чистоты марксизма-ленинизма, очищение ленинизма от ревизионистских теоретических наслоений эпигонов Ленина (Сталин, Троцкий, Бухарин, Хрущев, Мао, Ходжа, Черветто, Бордига, Клифф...), а также - против так называемого "антиленинского марксизма" (левкомства, либо неоменьшевизма/неокаутскианства). Представители этого редкого течения противостоят одновременно сталинистам, еврокоммунистам/демократическим социалистам, троцкистам, маоистам, левкомам, пролетаристам и считают себя истинными наследниками Ленина. В России на "чистый ленинизм" претендует ряд деятелей
ныне развалившегося Революционного Фронта (Макаров,
Ечков), Александр Гачикус из Российской Партии Большевиков, марксист-одиночка
Алексей Трофимов,
Виктор Исайчиков (Марксистская Платформа в КПСС), а также ряд других деятелей, крайне малоизвестных (вполне возможно, к "чистым ленинистам" можно отнести также известного в левом рунете апологета "уравниловки", т.е. забытой еще с 20х годов марксистско-ленинской идеи "равенства труда и равенства заработной платы", воинствующего антитоварника
Сергея Метика, но я пока что воздержусь от каких-либо характеристик, т.к. недостаточно полно знаком с его политической позицией). Вообще, так называемых "чистые ленинистов" нельзя считать единым течением, поскольку политические взгляды представителей этого течения сильно различаются между собой. Что объединяет эту компанию, так это общее стремление вернуться "назад к Ленину" от сталинизма, троцкизма, маоизма, левого коммунизма, еврокоммунизма, хрущевизма-брежневизма. Многие из представителей "чистого ленинизма" ранее принадлежали либо к сталинизму, либо к троцкизму, либо хрущевизму, и поэтому сохраняют в своем мировоззрении "родимые пятна" старых взглядов. Как в России, так и в мире более-менее действенные и жизнеспособные организации "чистых ленинистов" отсутствуют и представляют собой либо микросекты. Также, "чистые ленинисты" порой входят в иные левые организации с широкой программой, либо представляют собой законченных индивидуалистов и одиночек, живущих по принципу "все пидорасы, один я Д'Артаньян" (например, Алексей Трофимов).
"Чистый ленинизм" не есть исключительно российское явление. Есть "чистые ленинисты" и зарубежом - например, на сайте ныне покойного "Маоистского Интернационалистического Движения" (провокаторской шизоидной секты, под влияние которой в свое время попали
российские маоисты, впоследствии МИД развалилось, став предшественником т.н. "маоистского-третьемиристского", а на деле - линьбяоистского движения) в свое время содержался раздел "
Back-to-Leninism", посвященный "возродителям ленинизма, борцам против сталинизма, троцкизма, маоизма и левого коммунизма". Так, к числу западных "чистых ленинистов" принадлежало экс-троцкистское Международное Ленинское Течение (International Leninist Current, ILC), отколовшееся в 1996 году от ультрамикроскопического троцкистского Международного Комитета Связи Коммунистов (International Liaison Committee of Communists, ILCC). Входили в ILC всего две микро-организации: Революционная Коммунистическая Лига (Австрия) и Ассоциация Рабочий Голос (Италия). К настоящему времени ILC, по всей видимости, окончательно развалилось, будучи изначально мертворожденным проектом. Манифест ILC можно прочитать на японском сайте
http://www.ngy1.1st.ne.jp/~ieg/left-org/europe/ilc/manifeste.html К "чистым ленинистам" (они же "Back-to-Leninism") на Западе относится также
Организация Коммунистический Голос (Communist Voice Organisation, CVO). Данная организация является преемницей ходжаистской Марксистско-Ленинской Партии США (MLP USA), многие члены которой к 1993 году (как и российский "чистый ленинист" Гачикус в начале нулевых годов), эволюционировали от ходжаизма к антисталинистскому госкапу. В 1993 году MLP USA развалилась, и на ее руинах образовалась CVO, выступающая за возрождение ленинизма, против сталинизма, троцкизма, маоизма. Данная организация стоит на твердых госкаповских позициях, однако размежевывается с так называемым "левым коммунизмом" и считает себя, подобно РПБол, "марксистско-ленинской" и "анти-ревизионистской" партией. Использование "сталинистских" терминов "марксизм-ленинизм" и "анти-ревизионизм" выделяет CVO из массы остальных госкаповцев, которые, как уже указывалось выше, считают себя не "марксистами-ленинцами", а "просто марксистами" (поскольку, отрицают тезис о "ленинизме как марксизме эпохи империализма", либо настроены открыто враждебно по отношению к Ленину). Следует отметить также одиночных представителей "чистого ленинизма" на Западе, таких как
Джеймс Блаут, однако подобные деятели, как и в России, довольно редки и не оказывают значительного влияния на левое движение.
Последний раз редактировалось: Бунтарь (Пт Янв 07, 2011 8:40 am), всего редактировалось 3 раз(а)