Спасибо
Да, я тоже так думаю.Всегда правильно сделал, что не стал там разводить оффтоп и ответил здесь.
1) Ликвидация частной собственности на средства производства. 2) Революционное свержение власти буржуазии и ее государства. 3) Пролетарский интернационализм. 4) Борьба с реформизмом и центризмом в левом движении.
Спасибо
Да, я тоже так думаю.Всегда правильно сделал, что не стал там разводить оффтоп и ответил здесь.
Источник: http://civilsolidarity.wordpress.com/2011/11/06/%d0%b2-%d0%b7%d0%b0%d0%b3%d0%be%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b5-%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%88%d1%91%d0%bb-%d0%ba%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%bb%d1%8b%d0%b9-%d1%81%d1%82%d0%be%d0%bb-%d0%bd%d0%b0-%d1%82%d0%b5%d0%bc%d1%83/На круглом столе наиболее интересным вопросом стал вопрос о современном состоянии России с позиций формационного подхода. Итак, у нас при СССР был социализм (вроде как). Потом очевидно произошел переход к капитализму. То есть – переход от более высокой стадии к более низкой. Возможно ли такое? Один из участников круглого стола поставил этот вопрос и сам заметил, что переход от высшей стадии к низшей невозможен именно на стадиальном (формационном) уровне без внешних катаклизмов (завоевание). Другой сказал, что такое возможно. Его попросили привести исторические примеры, когда подобное (кроме СССР) было. Приведено было 2 примера: реставрации в Англии и Франции после буржуазных революций (во втором случае имелась интервенция). Оба раза происходил временный откат, т.е. переход от капитализма к феодализму. На возражение третьего участника круглого стола о том, что это лишь на политическом уровне, на уровне надстройки, был дан ответ, что на экономическом тоже. Однако такое утверждение спорно. В Англии произошел переход на новую стадию на уровне базиса. Поэтому возрождение монархии даже абсолютной (правление Карла 2-го) не могло вернуть прежние социально-экономические отношения. И реставрация стала «реставрацией». Монархия была сохранена. Но победили капиталистические отношения. Надстройка соответственно скорректировалась под них. Итогом стала буржуазная монархия, уже не абсолютная. Во Франции то же самое. После термидора даже республика сохранялась. При Бонапарте завоевание буржуазной революции (на уровне базиса) были только закреплены (Гражданский кодекс). А после «реставрации» Бурбонов базис изменен быть не мог. И не изменился. Возродилась королевская власть, но социально-экономические отношения, господствовавшие при Людовике 16-м, возродиться не могли. Да и монархия была уже не той, она стала ограниченной, парламент был сохранен. Так что даже на политическом уровне (на уровне надстройки) реставрация не состоялась. Потом, Англия и Франция имели свои «реставрации» вскоре после революции. Когда еще не было сломлено сопротивление свергнутых классов, когда даже были живы наследники свергнутых монархов. У нас же контрреволюция произошла спустя много лет, при том что исторический процесс имеет тенденцию к ускорению. Но вернемся к причинам нашего регресса. Объяснения представляются следующие:
1) В СССР не было социализма (такую версию выдвинул один из участников круглого стола), а было социальное государство с государственным капитализмом. То есть произошел регрессивный откат в рамках одной формации.
2) В СССР социализм был при Сталине, но постепенно сдвигался (реформы Хрущева и Брежнева, особенно Косыгина) в сторону социального государства с государственным капитализмом. То есть опять же, произошел регрессивный откат в рамках одной формации.
3) В СССР социализм был, но реставрация капитализма возможна, пока социализм не победил в мире. Необратимая победа социализма возможна лишь в мировом масштабе.
4) И такое объяснение, проистекающее из предыдущего. Формация, идущая на смену капиталистической, не социалистическая, а коммунистическая. Социализм с сохранением государства только начальный этап или переходная формация. Коммунизм же может победить лишь во всем мире. Именно победа социалистических государств в мировом масштабе сделает ненужной надстройку, и произойдет необратимый переход к новой формации.
Кто Вам такое сказал? Прочтите для начала это: http://bse.sci-lib.com/article103754.htmlВсегда пишет:Во всех формациях (кроме первобытнообщинного строя) большая часть общественного богатства была распределена между частными собственниками.
Таким образом, что при рабовладении, что при феодализме мы имеем преобладание коллективных форм собственности (общинно-государственной или разделённо-сословной).Размышления о праве собственности в рабовладельческих государствах
можно найти в работах многих ученых, занимавшихся изучением права
собственности: А.В. Венедиктова, О.С. Иоффе, К.П. Победоносцева, И.А.
Покровского, В.И. Синайского, Г.Ф. Шершеневича и др.
Наиболее обстоятельно право собственности в рабовладельческих
государствах исследовано А.В. Венедиктовым, который проанализировал становление
и развитие права собственности не только в Древнем Риме, но и в Греции, Египте
и других рабовладельческих государствах.
В историческом аспекте становления и развития рабовладельческого
общества собственность рабовладельца на средства производства, а также
собственность на раба, принимала самые разнообразные формы. Характеризуя
античную собственность, Маркс и Энгельс писали в «Немецкой идеологии»: «это -
античная общинная и государственная собственность, которая возникает благодаря
объединению, путем договора или завоевания, нескольких племен в один город и
при которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью развивается
уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как
отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Граждане
государства лишь в их совокупности обладают властью над своими работающими
рабами и уже в силу этого связаны формой общинной собственности. Это -
совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных
перед лицом рабов сохранить эту естественно возникшую форму ассоциации»[6].
А.В. Венедиктов, характеризуя собственность античного государства -
города, устанавливал три ее особенности. По его мнению, во-первых, она являлась
коллективной собственностью класса рабовладельцев; во-вторых, земельная
собственность античного государства обусловливала собой частную собственность
на землю; и, в-третьих, что в силу социальных и политических особенностей
античного государства - города афинский или римский гражданин принимал прямое и
непосредственной участие в доходах или в пользовании государственной собственностью»[7].
Таким образом, А.В. Венедиктов рассматривал собственность в
рабовладельческих государствах как «верховную собственность рабовладельческого
государства», что означало преобладание государственной собственности, но и не
отрицало существования иных форм собственности[8].
При этом автор полагал, что «можно и должно говорить о раздельной
собственности в рабовладельческом обществе» на примере римских эмфитевзиса и
суперфиция, но выступал «против смешения двух понятий: 1) общего понятия
разделенной собственности как особой формы разделения власти и интереса в одном
и том же имуществе между двумя собственниками, и 2) понятия феодальной
разделенной собственности, как специальной формы разделенной собственности,
присущей именно феодальному строю со всеми его специфическими - экономическими
и политическими особенностями»[9].
Право собственности в феодальном обществе
носило так называемый «расщепленный» характер.
Государство в лице своего правителя желало оставаться собственником
своих земель и другого имущества. Поэтому, сохраняя за собой право
собственности, тот или иной феодальный сеньор передавал это имущество своему
вассалу. При этом право вассала также именовалось правом собственности[10], но фактически это были лишь правомочия пользования и владения.
Вассал, в свою очередь, тоже, как правило, мог передать это имущество уже своему
вассалу.
Помимо земель и недвижимого имущества как объектов права собственности
в феодальном обществе сохраняется возможность существования в качестве объектов
вещных прав людей. В роли последних выступали крепостные крестьяне. Феодалы
обладали правом «неполной» собственности на своих крепостных. Как отмечает А.В.
Венедиктов, право феодальной собственности на землю неразрывно связано с правом
«неполной» собственности феодала на крепостного. Специфическим для феодального
общества способом соединения рабочей силы со средствами производства является
прикрепление этих производителей к земле[11].
С одной стороны, крепостного уже нельзя было лишить жизни, и, с другой
стороны, у него появилась определенная заинтересованность к труду, так как он
наделялся землей и вел свое хозяйство.
Однако средневековые юристы, затратившие столько труда для
теоретического объяснения феодальной земельной собственности, почти не уделяли
внимания правовому положению крепостных, поскольку разработка новых правовых
норм, объясняющих неполную собственность феодалов над крепостными предполагала
не столько определение правового статуса самих крепостных, сколько закрепление
юридических отношений, связанных с феодальной земельной собственностью[12].
Характеризуя собственность в феодальном обществе К. Маркс и Ф. Энгельс
именовали ее «сословной собственностью». Крупные земельные владения находились
в монопольном обладании феодалов-крепостников. Поскольку эта монополия в той
или иной форме юридически закреплялась за классом-сословием - за дворянством (в
широком смысле этого слова), феодальная собственность была «сословной
собственностью»[13].
Неправда. При рабовладельческом строе такое было нормой. При азиатском способе производства - тоже.Всегда пишет:До Октябрьской революции, не было случая, чтобы государство распоряжалось подавляющей частью общественного богатства.
Только при отношениях, базирующихся на частной собственности. Во всех иных случаях (докапиталистических и посткапиталистических) понятие собственности не носит чёткой привязанности к тем или иным индивидам.Всегда пишет:субъект собственности - это понятие конкретное.
Неправда. Выше я уже писал про рабовладельческий строй, где община рабовладельцев была тождественна государству (в рамках рабовладельческой демократии). Так же упоминал я и азиатский способ производства. Однако и при капитализме ВСЯКОЕ буржуазное государство также обладает той или иной долей собственности. Отдельного внимания заслуживает феномен государственного капитализма, распространённого явления для раннекапиталистических, догоняющих и фашистских обществ.Всегда пишет:Само государство, являясь организацией общества, инструментом политической власти и управления, не может быть субъектом собственности.
Данное высказывание применимо исключительно к отношениям частной собственности.Всегда пишет:Им могут быть только люди, ибо собственность в ее политэкономическом значении - это отношения между индивидуумами
Я лично никакого парадокса здесь не вижу. Что же касается противоречий, то социализм и есть общество не до конца снятого ОСНОВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИЗМА (противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов).Всегда пишет:Тоесть народ, по сути, в СССР был подвластен диктатуре партийно-государственного аппарата, и был в то же время субъектом собственности, именовавшейся государственной, а на самом деле - общенародной. Парадокс? Да, парадокс и очень глубокое противоречие.
Вы мыслите в верном направлении. Социализм без Советской власти - это форма без содержания. Впрочем, подробно о Советах см. здесь: https://revfront.forum2x2.ru/t1148-topic Этого совершенно не понимают такие люди как, например, Бунтарь и НКВД (да и не только они, но и, пожалуй, большинство современных российских коммунистов всех видов). Первому Советы вообще видимо не интересны, а для второго они есть ни что иное как "мелкобуржуазные организации".Всегда пишет:Трудящиеся массы, победившие в революции и в Гражданской войне, создали самую демократичную форму власти - Советы
Об этом достаточно подробно написано здесь: https://revfront.forum2x2.ru/t297-topicВсегда пишет:Пока существовала общенародная собственность, в СССР был социализм, правда, изуродованный диктатурой партийно-государственного аппарата.
-----------------------------Виктор Макаров пишет:Добавил опрос. Проголосовал за 1-й вариант.
Ваши претензии в данном случае совершенно неуместны. Читайте начальный пост этой темы.Валентина пишет:Уважаемый товарищ Макаров, постановка вопроса о том, что такое социализм, без объявления его основного содержания, является не корректной.
Валентина пишет:В СССР существовал сталинский социализм
Далее...Виктор Макаров пишет:Об этом достаточно подробно написано здесь: https://revfront.forum2x2.ru/t297-topic
КПСС: Жизнь после смертиВалентина пишет:Отсутствие высшей власти в руках большинства членов КПСС определило дальнейшую судьбу КПСС
Не только им, конечно же. Но и всяким другим общественным, научным и т. д. организациям, учреждающим собственные СМИ. Разумеется за вычетом тех организаций, деятельность которых будет запрещена по причинам их выступления против советской власти, т. е. за вычетом всякого рода контрреволюционных (фашистских, буржуазных и антисоветских) СМИ.Виктор Макаров пишет:а журналисты - советским и партийным организациям
Виктор Макаров пишет:Кто Вам такое сказал? Прочтите для начала это: http://bse.sci-lib.com/article103754.htmlНКВД пишет:Во всех формациях (кроме первобытнообщинного строя) большая часть общественного богатства была распределена между частными собственниками.
Таким образом, что при рабовладении, что при феодализме мы имеем преобладание коллективных форм собственности (общинно-государственной или разделённо-сословной).
Только при отношениях, базирующихся на частной собственности. Во всех иных случаях (докапиталистических и посткапиталистических) понятие собственности не носит чёткой привязанности к тем или иным индивидам.
Неправда. Выше я уже писал про рабовладельческий строй, где община рабовладельцев была тождественна государству (в рамках рабовладельческой демократии). Так же упоминал я и азиатский способ производства. Однако и при капитализме ВСЯКОЕ буржуазное государство также обладает той или иной долей собственности. Отдельного внимания заслуживает феномен государственного капитализма, распространённого явления для раннекапиталистических, догоняющих и фашистских обществ.
Об них и речь.Данное высказывание применимо исключительно к отношениям частной собственности.
Нет, далеко не всегда так было. Да и при капитализме тоже далеко не так (особенно при империализме).Всегда пишет:под субъектом собственности надо понимать конкретных людей
То, что Вы называете здесь моментом длилось веками (а иногда и тысячелетиями) и длилось в течение практически всего периода существования полисов (тем более номов). Затем наступила эра сословно-разделённой (феодальной) собственности. Частная собственность при рабовладении и феодализме не играла ведущей роли. Ведущую роль частная собственность стала играть лишь при капитализме.Всегда пишет:Община рабовладельцев полиса могла быть субъектом. Но на какой-то короткий момент пока внутри общины не вырастет дифференциация
Всегда пишет:Государство и при капитализме собственностью не обладает.
Глупый вопрос, чесслово. Доход от частной собственности идёт частнику. Это Вам ясно? А от государственной куда он идёт - не ясно?Всегда пишет:Куда идет доход, если собственность гос-я ?
Всегда пишет:В бюджет - значит это собственность общенародная
Просто я считаю, что формы политической власти пролетариата могут быть не обязательно советскими. Могут и иные органы по названию и формам организации власти возникнуть, не обязательно советы.Впрочем, подробно о Советах см. здесь: https://revfront.forum2x2.ru/t1148-topic Этого совершенно не понимают такие люди как, например, Бунтарь и НКВД (да и не только они, но и, пожалуй, большинство современных российских коммунистов всех видов). Первому Советы вообще видимо не интересны, а для второго они есть ни что иное как "мелкобуржуазные организации".
Трудящиеся массы, победившие в революции и в Гражданской войне,
создали самую демократичную форму власти - Советы, но не смогли
сохранить свою власть, которая была узурпирована "слугами народа" -
функционерами и чиновниками партийно-государственного аппарата. А с
другой стороны, партийно-государственный аппарат долгое время не мог
пойти на прямую контрреволюцию, т.е. на приватизацию общенародной
собственности, так как кто-то из чиновников все еще верил в идеологию
коммунизма, обслуживая нужды воспроизводства общенародного богатства
и, конечно же, что самое главное - боялся своего народа, точнее,
страшился социального взрыва в случае, если бы он откровенно объявил
себя собственником общенационального богатства и стал бы его
присваивать, эксплуатируя остальных граждан страны.
Наверное Вы хотели сказать "собственности", а не "общественности"? Я не сужал их капитализмом. Я лишь утверждал (вслед з БСЭ и Е. Нестеровым), что частная форма собственности становится господствующей лишь при капитализме.НУВД пишет:Однако, Макаров на мой взгляд, слишком сужает исторические границы частной общественности капитализмом.
Возможно я ошибаюсь. Или Энгельс. Или проблема вся в разной терминологии. Вы то сами как охарактеризуете господствующую форму собственности при рабовладении? А при феодализме?НКВД пишет:Например эти взгляды в корне противоречат работе Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства"
Совершенно верно.НКВД пишет:Я так понимаю, что Макаров этой работы не читал
Т. е. Вы отвергаете понятие Маркса и Энгельса о сословной собственности как господствующей форме собственности при феодализме? Или считаете сословную (к тому же не коллективную, а именно разделённую) собственность разновидностью частной собственности?НКВД пишет:Разве не мог помещик продать своё имение вместе с крестьянами? Разве при
крепостном праве не было рынков продававших крестьян? Да, конечно, с
юр. точки зрения вполне могли писать, что де всем у нас владеет царь
батюшка и в его интересах всё функционирует, но в ведь и в буржуазных
государствах иной раз в конституции указывают примат общественных
интересов над правом собственности. Что же теперь сказать, что и при
капитализме нет частной собственности?
БСЭ (см. ссылку выше, в посте 51) пишет в частности:НКВД пишет:Кстати, Макаров почему-то противопоставляет коллективную и частную
собственность, тогда как коллективная есть лишь разновидность частной.
«В каждую историческую эпоху собственность развивалась различно и при
совершенно различных общественных отношениях» (Маркс К., там же, т. 4,
с. 168)
Для феодализма характерна такая форма Собственности,
при которой земля не принадлежала исключительно отдельному лицу.
Взаимные отношения как внутри класса феодалов (сеньоров, вассалов), так и
его связи с непосредственными производителями строились на личном
господстве и подчинении. Это была не свободная и полная частная Собственность на землю, а условная, ограниченная отношениями личного господства и подчинения земельная собственность, с которой непосредственно связывалась политическая и военная власть класса феодалов.
Сомнительный тезис в отношении послесталинской (тем более брежневской и горбачёвской) эпохи...НКВД пишет:бюрократия вербовалась постоянно из рабочего класса, крестьянства и интеллигенции
Виктор Макаров пишет:
А бюджет рабовладельческого государства - это тоже общенародная собственность? В т. ч. и собственность рабов значит? Особенно дворцы, театры, термы, колизеи, запасы доспехов и оружия для рабовладельцев - вот уж где подлинно народная собственность)))
Ну так и правильно. Каким образом лица, не имеющие государственной власти (формальной или фактической) могут относится к государству? У Вас весьма странные представления о государстве... Вы наверное это понятие смешиваете с понятиями "общество" и "страна".Всегда пишет:Вы же рабов вывели из государства вообще.
С научной т. з. эксплуатация рабов осуществляется не "в рабовладельческом государстве", а "рабовладельческим государством".Возникает тогда уместный вопрос: что это за рабовладельцеское государство, где нет эксплуатации ?
Да можно сказать, что сеньории, княжества и т. п. это были своего рода государства, со своим судом, армией, монетой, но суть собственности в данном гос-ве будет частная, несмотря на передачу земли во владение вассалам.Основу феодального общества составляла собственность феодала на землю.
Виктор Макаров пишет:Всегда, а в опросе Вы как проголосовали? А то не увидел отписались ли Вы об этом в теме или нет...
Starboy пишет:Проголосовал за последний вариант. Нет никаких оснований, с точки зрения марксизма, искать что-либо социалистическое в СССР. Именно нежелание применять марксизм к анализу исторического процесса и приводит к заявлениям (как у Всегда), что "марксистские схемы, применимые к анализу капиталистического общества, абсолютно неправомерно переносить на реалии СССР начала 20-х". Примените, проверьте, действуют ли, а уж потом делайте выводы. Уверяю - действуют ЖЕЛЕЗНО. Именно нежелание признать историю СССР как часть истории капиталистического развития и ведет к тому, что люди начинают изобретать хитроумные схемы объяснения, что как и почему произошло, которые основываются исключительно на историческом идеализме. Это тупик. Не выбравшись из него - никогда никакого коммунистического движения не возродишь.
Вот и у Всегда: "Узурпация власти узкой группой лиц принадлежащей одной партии власти заложило мину замедленного действия под строительство социализма в СССР". Вот, типа, гады узурпировали. А вот если бы не "узурпировали" и т.д. История у него становится не следствием объективного исторического процесса, а результатом чьей-то "узурпации". Может это звучит не столь безнадежно, как "предательства", "сионо-троцкистский заговор" и т.п. хрень, но все ж так же к историческому материализму отношения не имеет. А возвращение к последнему абсолютно необходимая вещь. Вся сила ком. партии заключается в НАУЧНОМ понимании истории.
Нет пользователей |