Для
построения коммунистического общества (речь идет не о "полном
коммунизме", который противоположен "социализму", а о коммунизме в
широком смысле слова - в смысле "общности имуществ") в его начальной
форме достаточно простой передачи средств производства из рук
экономически обособленных индивидов в государственную собственность и
перевода экономики на нерыночные рельсы. При этом, абсолютно неважно,
будет ли коммунизме "тоталитарный" политико-правовой режим, или
"демократический", как впрочем неважен и уровень бюрократизации.
Главное, чтобы экономика работала не на извлечение прибыли обособленным
субъектом, но по общественному плану. То, что называли "бюрократическим
коллективизмом" (Б. Рицци), "тоталитарной государственной экономикой"
(Р. Гильфердинг), "монокапитализмом" (Д. Штурман),
"индустрополитаризмом" (Ю. Семенов), "суперэтатизмом" (А. Тарасов) и
является социализмом в его первоначальной форме. Некоторые склонны
судить о социалистичности общества по его надстройке - дескать, если
политический режим "демократический", то социализм, а если режим
"тоталитарный", "трудящиеся отстранены от реального управления
бюрократией", то тогда перед нами "государственный капитализм",
"бюрократический коллективизм" и т.д. Это большая ошибка определять
способ производства лишь на основании характера надстройки, отделять
социализм как "демократический коллективизм" от посткапиталистического
эксплуататорского общества - "бюрократического коллективизма". Социализм
минус свобода равно социализм, а вовсе не "государственный капитализм",
и не "бюрократический коллективизм" (такую ошибку допускали еще
шахтманисты, которых критикует "левый коммунист" Лорен Голднер: "
для
шахтманианцев всегда речь шла исключительно о “демократии”. Социализм
они понимали в принципе как “демократический коллективизм”, так что при
отсутствии социализма и капиталистических форм на поверхности существует
“бюрократический коллективизм”. Все различие между этой фракцией и
сталинизмом, а затем и троцкизмом вращалось вокруг того, что происшедшее
в России после 1917 г. или 1921 г. было антидемократическим.Это был,
разумеется, важный аспект, однако благодаря такому демократическому
взгляду шахтманисты молчаливо переняли всю “линию преемственности”
вплоть до Троцкого и Ленина в истолковании Троцкого, игнорируя
предсказания Бухарина о бюрократизации государства. Все их мышление
(шахтманийская традиция никогда не принимала во внимание марксову
критику политической экономии) вращалось, иными словами, вокруг
противоречия между бюрократией и демократией" - Амадео Бордига и современность
http://home.earthlink.net/~lrgoldner/bordigarussian.html).
Для того, чтобы признать бюрократию как таковую отдельным
эксплуататорским классом, нужно пересмотреть марксистское учение об
отношениях собственности и классовой структуре, как это делают Юрий
Семенов, Владислав Бугера и им подобные деятели (дальше всех зашел
главред неформального журнала "Марксист", создатель "Демократической
Рабочей Партии (марксистской)" Александр Хоцей) из Казани который
выстроил для этого целую систему социологии, написав трехтомный трактат
"Теория общества"
http://www.materialist.kcn.ru/soderg.htm).
С другой стороны чисто юридическое огосударствление средств
производства действительно нельзя отождествлять с социализмом. Даже
власть находится в руках пролетариата, в экономике формально признается
только одна форма собственности - государственная, все субъекты
экономики являются ГУПами ("
Унитарным предприятием признается
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на
закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного
предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам
(долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество
государственного или муниципального унитарного предприятия находится
соответственно в государственной или муниципальной собственности и
принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления" - статья 113 Гражданского кодекса РФ), нет
никаких частных АО и ООО, ПБОЮЛ, то перед нами все равно капитализм, а
не социализм.
"
"Азиатская формация"
представляет исключительные трудности для научного марксистского
исследования. Так, оказалось почти невозможным дать ее классовый анализ.
Ж.Шено, например, вынужден прийти к выводу, что классовые противоречия
строятся здесь "оригинальным образом", а именно они существуют без того,
чтобы господствующий класс присвоил себе "четким образом" собственность
на средства производства. Господствующим классом оказываются не люди
(!), а "государство само по себе как сущность". Ф.Текеи пишет:"Из
всего этого комплекса проблем наиболее дискутируемым является вопрос о
том, каким образом общество азиатского способа производства делилось на
классы" (88, с. 62).В результате Текеи и
Шено приходят к "функциональной теории" классов, согласно которой
деление на классы-антагонисты имело своей основой не собственность
эксплуататоров на средства производства, а "общественно полезные
функции", осуществляемые господствующим классом. К ним примыкает
Л.Седов, отстаивающий теорию "государства-класса". Наконец,
М.Чешков полагает, что к господствующему социальному слою
доколониального Вьетнама термин "класс" вообще не подходит. Это была
иерархия "функционеров", и император был "первым функционером". Эта
элита непрерывно пополнялась через систему экзаменов и конкурсов. Элита
"функционеров-ученых" была характерна тем, что не собственность на
средства производства определяла место в иерархии, а наоборот, место,
"ранг" в иерархии определяли экономическое положение "функционеров".
Весь в целом правящий "государство-класс" эксплуатировал
крестьян-общинников не на основе собственности на средства производства,
а на основе своей функциональной роли в управлении обществом и его
экономикой"
http://shafarevich.voskres.ru/a18.htm "
Марксистское
учение построено на классовом анализе развития общества. Естественно,
что Маркс должен был прежде всего указать господствующий класс в каждой
формации. Он называет четко: в античности - рабовладельцы, при
феодализме - феодалы, при капитализме - капиталисты, при диктатуре
пролетариата - пролетариат. И вдруг, говоря об азиатской формации,
классик сбивчивой скороговоркой объявляет, что правящим классом были...
деспоты или государство.
Но ведь это же бессмыслица. Деспот - не
класс, государство, именно с марксистской точки зрения,- аппарат
господствующего класса. Какой класс господствует при "азиатском способе
производства"?
Класс этот очевиден: правящая бюрократия
деспотического государства. Даже если на тонкого аналитика Маркса нашло в
этом вопросе затмение, читал же он в работах своих предшественников о
роли бюрократии в восточных деспотиях [48].
Дело не в затмении. Маркс не может произнести слова "бюрократия"
и предпочитает даже в "Капитале" писать бессмыслицу о "суверене" и
"государстве" явно потому, что не хочет говорить о политбюрократии как
господствующем классе общества [49].
В литературе высказывается
предположение, что это было следствием критики марксизма
анархистами[50]. Верно, Бакунин прямо заявлял, что предусмотренная
Марксом "диктатура пролетариата" на деле "порождает деспотизм, с одной
стороны, и рабство - с другой" и что вообще все Марксово учение - это
"фальшь, за которой прячется деспотизм правящего меньшинства". Конечно,
эти дальновидные слова могли укрепить основоположников в мысли, что о
классе господствующей бюрократии говорить не стоит; но дело в том, что
высказаны они были уже после выхода в свет первого тома "Капитала". Нет,
такой умный человек, как Маркс, не нуждался в подсказках своих
критиков, чтобы догадаться: нельзя признавать, что господствующим может
быть класс "управляющих", а не собственников, иначе "социализм"
предстанет всего лишь как общество нового классового господства"
http://rosnom.narod.ru/T79.htm