В представлении художественной интеллигенции именно дети интеллигенции должны были стать новой элитой перестроечного, социал-демократического проекта в России.
Успенский рисует Дядю Фёдора, мальчика из семьи академика и домохозяйки, отправляющегося искать другой жизни в деревню.
О нравах семейки Фёдора мы ещё поговорим. А что сам Фёдор, куда он отправился, что делал? Фёдора на переселение в деревню подтолкнул кот Матроскин (гедонист – жрёт бутерброд колбасой вниз). Кот этот прижимистый скопидомский буржуазный элемент, это если судить по классической версии, а если судить по более ранней, так Матроскин выглядит уголовником, жадным и преклоняющимся, лишь перед капиталистическим гением своего вожака. Основная цель кота – разбогатеть. «А я ничего выписывать не буду, я экономить буду», - говорит он, когда Печкин предлагает выписывать журнал.
В классической версии мультика видно, что художники мыслят непроходимой границей между городом и деревней. Дело выглядит так, будто все старания советской власти по сближению города и деревни прошли даром. Художественно это изображено как река, отделяющая город от деревни, причём, город оказывается чем-то наподобие урбанистического острова в аграрном море. Это было бы верно для 20-х, ну, 30-х годов, но никак не для 70-х,80-х.
Какой предстаёт перед нами деревня? Заброшенные дома, в одном из которых и поселяются отшельники. Никаких благ цивилизации. Единственный представитель советской власти в деревне это, видимо, почтальон Печкин. Почтальон становится сразу главной мишенью для автора и объектом для подтрунивания для Фёдора, Матроскина и Шарика. То корова его боднёт, то посылку у него выкрадут, то напоят хмельным молоком (смотри первую версию). В общем, Печкину с такими селянами не сладко живётся (в прямом смысле слова, кот жалеет лишнюю конфету для Печкина, когда тот приходит к ним на чай). Однако и с несговорчивой советской властью в лице почтальона компаньоны и семья Фёдора находят общий язык. Родители дарят ему велосипед, кот головной убор. Так через подкуп растёт степень лояльности советских служб к будущим хозяевам жизни: «Это я раньше, почему злой был? Потому, что у меня велосипеда не было».
Но главное, конечно, это не то, как шашни с почтальонами водить. Главное это экономика. Основа экономики в деревне это – ясное дело, сельское хозяйство. Матроскин инициирует покупку коровы. «Только денег-то у нас нету». Шарик предлагает взять в долг, но Фёдор не хочет этого. Тогда поступает предложение «продать что-то ненужное». Но выходит, что чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала это ненужное купить, а денег нет. Это означает, что капиталистическая формула деньги-товар-деньги’ (Д-Т-Д’) ещё не применима ввиду отсутствия первоначального капитала! Но у Фёдора есть решение! Найти клад! Успенский, таким образом, отсылает нас к «Фаусту», где как раз период первоначального накопления связан с финансово-кладовой афёрой. И новые предприниматели находят-таки клад! Сразу с первой попытки! За одну ночь! Тут-то всё и проясняется. Теперь ясно, что Фёдор – потомок раскулаченных или царской интеллигенции. Они спрятали свои сокровища, затаились в городе, ожидая ослабления диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Влечение Дяди Фёдора в деревню – зов крови, а кот, которого не разрешали держать – всего лишь повод.
На деньги от вклада они берут в аренду корову, чтобы торговать молоком. Корова рожает телёнка. Матроскин опасается, как бы не вышло так, что телёнок будет принадлежать государству. Он убеждает себя и других, что телёнок подобен морозу в холодильнике, но Дядя Фёдор останавливает его аутотренинг, обещанием и саму корову купить. Мотроскин восклицает: «Я теперь в два раза счастливее буду!» Так их хозяйство приобретает всё большую самостоятельность.
Интересно, что либо деревня изображается деревней-призраком, либо Дядя Фёдор сумасшедшим мизантропом. За всё время мы ни разу не видим других жителей деревни(!), почти ничего не слышим о колхозе/совхозе. А ведь если бы Фёдор был верным сыном советов, то именно в колхоз или совхоз он и одолжен был бы обратиться для трудоустройства.
Вообще интересен сам факт, что именно звери стали его компаньонами по хозяйству. Это, скорее всего, несознательная метафора на возвращение к звериным законам капиталистического рынка. Мещанские, протобуржуазные черты советского человека персонифицировались здесь в двух зверях: жадном, прижимистом собственнике коте и люмпенизированном/пролетаризированном Шарике. При этом кот командует псом, распоряжается его рабочей силой (посылает на охоту, предлагает вообще его продать, запрягает его и т.д.), относится к нему как к низшему существу, обзывает его балбесом. В их капиталистическом производстве уже есть зародыш противоречия, которое обуславливают дифференциацию на пролетариат и буржуазию.
Но посмотрим, как Успенский изображает семью, которая должна родить мессию капитализма с кошачье-собачьим лицом. Папа академик, в свободное время собирающий запорожцы дома, мама взбалмошная домохозяйка. Их семья настолько вольготно живёт, что жена может сказать: «Завтра же на курорт!» И ведь действительно уезжают. А зачем? Что бы носить вечерние платья. А почему? Потому, что уже нет сил телевизор смотреть. Инертность и предвзятость этих людей показывает начальный эпизод. Когда папа предпочитает маму коту, потому что, с ней он давно знаком, а этого кота в первый раз видит». А может быть кот лучше, но папа не даёт ему шансов. Однако затем родители проникаются глубоким уважением к Матроскину. А дальше всё оказывается ещё веселее, мама Дяди Фёдора участвует во всесоюзном «голубом огоньке». Это уже показатель принадлежности к высшей касте.
Третья серия завершает цикл. Вначале показывается идиотизм деревенской жизни, когда Матроскин и Шарик отказываются говорить друг с другом из-за того, что Шарик купил не те ботинки. Печкин же обслуживает их идиотизм, посылая посылки.
Дальше больше. Они готовятся встретить новый год, Шарик месит тесто. Из теста выходят образы то кости, то сосиски, при этом Матроскин поёт, «а я всё чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил … телевизор мне природу заменил… ни соседям, ни друзьям не узнать меня». Очевиден контраст с началом сериала. Когда Печкин спрашивает у главных героев «чьи они?», все отвечают: «я ни чей, свой собственный». От наивного Штирнеровсского «Я — Ничто в смысле пустоты … Ничто, из которого Я сам, как творец, творю Всё» они с развитием капиталистического хозяйства переходят к полому отчуждению даже от самих себя!
Завершает всё пассажем единения с дореволюционной Россией. Они собираются наряжать ёлку. Новых капиталистических украшений для неё они не произвели, потому берут с чердака старые дореволюционные вещи.
На вершине ели располагается звезда, но не красная, а классического буржуазного цвета - синяя.
http://vk.com/vrevpg?w=wall-38206840_282%2Fall