Прочитал на днях книгу "Страдания юного Вертера"
текстКнига небольшая, интересная и живая, читается легко. Гёте излагает события в форме псевдодокументалистики. Рассказ состоит из писем и заметок главного героя, а также комментариев человека, якобы собравшего их, наведшего справки после гибели ГГ.
В произведении Гёте описывает историю несчастной, трагической любви. Но это не типичная неразделённая любовь или любовь, на пути которой встала преградой разница в положении возлюбленных. Нет, в романе великого немецкого писателя суицидальную концовку определяет, с одной стороны, характер главного героя, а с другой стороны общественные отношения германских земель, полные феодальных пережитков.
Главный герой представлен крайне чувственным, крайне порывистым человеком. Он, принадлежа к бюргерству среднего достатка, решает на некоторое время поселиться в небольшом городе, где пребывает в праздности. Натура его склоняет к живописи, поэзии, переводам античных писателей. Вертер придерживается взгляда, "что мы должны поступать с детьми, как господь поступает с нами, позволяя нам блуждать в блаженных грезах и тем даруя нам наивысшее счастье."
Он считает, что следует давать волю чувству, "лелеять сердечко".
Страдания юного Вертера пишет:
Милый друг, тебя ли мне убеждать в этом, когда тебе столько раз приходилось терпеть переходы моего настроения от уныния к необузданным мечтаниям, от нежной грусти к пагубной пылкости! Потому-то я и лелею свое бедное сердечко, как больное дитя, ему ни в чем нет отказа. Не разглашай этого!
При всём при этом, он вовсе не эгоист. Наоборот, Вертер проникается участием и сочувствием к разного рода простолюдинам. Он заводит дружбу с батраком, общается с детьми небольших сельских семейств, непременно награждая их монетой.
Вертер ощущает источник своих сил в природе и часто восхищается ею в письмах своему другу.
Т.о. молодой парень предстаёт перед нами олицетворением стихии, свободной логики развития чувства. По-началу это кажется гармоничным, но именно это его губит.
Он встречает девушку Лотту. Девушка рано осталось без матери, взяв на себя обязанности ухода за своими младшими братьями и сёстрами. Она мила, любезна, умна. Вертер проникается к ней симпатией, состраданием. Он ищет с ней всяческих встреч, и для героини эти встречи также радостны и приятны. Однако оказывается, что Лотта помолвлена, а помолвка эта освящена последними часами жизни её матери.
Т.о. рассчитывать на серьёзное любовное и плодотворное развитие отношений Вертеру не приходится. Но поскольку он исповедует свободу чувственности, он продолжает общение с Лоттой, а его душевные движения всё более усиливаются.
По возвращению жениха из поездки, состояние Вертера, уже по уши влюбившегося, становится невыносимым. Идиллические пасторальные пейзажи природы, желание слиться с ней, сменяются на демонизацию её, заострение внимания на её иррациональности.
Вертер в разговорах с женихом Лотты, Альбертом раскрывает свои взгляды на общественную мораль и закон. Он оправдывает или всячески смягчает преступления, нарушения общественной морали, вызванные порывом чувства. Он релятивизирует мораль в угоду страстям.
В тоже время, ГГ настолько добродушен, что серьёзно бороться за руку возлюбленной он не может.
Если бы развитие процесса зависело только от Вертера, то дело закончилось бы куда раньше. Однако, его близкий друг настоял на переезде, устройстве на государственную службу, чтобы порвать с пагубной страстью.
Вертер нехотя осваивается на новом месте, начинает строить отношения и с противоположным полом. Однако его не слишком знатное происхождение не позволяет ему завоевать расположение местного света, а его вольности в ведении дел на службе также не находят признания. Т.о. социальная отсталость Германии тех годов становится завершающим фактором возвращающим Вертора к роковому чувству.
Он вторично приезжает в исходный город. Продолжает общение с Лоттой, которая к тому времени становится женой Альберта. В итоге его положение становится настолько етерпимым, что он решается на самоубийство. Последний порыв стихии его чувства сопровождается природной стихией - весенним половодьем, которое затопляет так полюбившуюся Вертеру и Лотте долину.
Как мне кажется, роман этот, хотя и приближается к реализму, всё-таки, не доходит до конца в этом направлении. Небольшое число действующих героев, их непротиворечивость, манера повествования как бы говорят, что это не реальные события, но модель, где наиболее чётко показано к чему ведёт внутренне неограничиваемая логика чувственного процесса. Гёте жертвует реализмом ради драматизма и рельефности даже в значимых деталях. Так, например, Лотта и её жених Альберт не отстраняют Вертера в течении очень большого промежутка времени, несмотря на то, что его частые встречи с Лоттой наедине, наверняка, должны были вызвать пересуды. Когда Лотта всё-таки пытается отстранится от близкого общения с Вертером, его душевное состояние уже полностью суицидальное.
Нужно сказать, что эта книга принесла Гёте мировую известность. Одновременно с этим она вызвала серию подражательных самоубийств, по причине чего была запрещена в ряде стран.
Почему же эта книга имела и всё ещё имеет определённый успех?
Во-первых, потому, что она позволяет видеть к чему ведёт несдержанность в чувствах и этим познавательна.
Во-вторых, потому, что она несколько легитимирует самоубийства и ведёт общество к большей толерантности по отношению к слабым натурам. Т.е. она востребована этими слабыми натурами.
В-третьих, она показывает вредное влияние общественной архаики, которая налагая дополнительные (уже не нужные для общества) ограничения на личность, толкает некоторых представителей в могилу.
В-четвёртых, она несколько познавательна и с т.з. развития (а на самом деле предвестника) цикла о "лишних людях". Некоторыми моментами, крина эта напомнила мне "Обломова". Только если в "Обломове" главные герой бездеятелен, в лучшем случае мечтателен, то Вертер чувственно деятелен, но всё его движение духа, жизни не встраивается в социальную действительность. В обоих случаях мы имеем выпадение из системы общественного производства.