Форум Революционного Фронта

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Форум Революционного Фронта

1) Ликвидация частной собственности на средства производства. 2) Революционное свержение власти буржуазии и ее государства. 3) Пролетарский интернационализм. 4) Борьба с реформизмом и центризмом в левом движении.


+2
НКВД
Виктор Макаров
Участников: 6

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Виктор Макаров
    Виктор Макаров
    Вождь
    Вождь


    Убеждения : ленинист
    Организация : ОКС "Гражданская солидарность"
    Откуда : Загорск
    Возраст : 21
    Количество сообщений : 11846
    Дата регистрации : 2009-01-30

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор Виктор Макаров Пн Ноя 07, 2011 12:35 am

    Виктор Макаров
    Виктор Макаров
    Вождь
    Вождь


    Убеждения : ленинист
    Организация : ОКС "Гражданская солидарность"
    Откуда : Загорск
    Возраст : 21
    Количество сообщений : 11846
    Дата регистрации : 2009-01-30

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор Виктор Макаров Пт Ноя 30, 2012 6:32 am



    Последний раз редактировалось: Виктор Макаров (Пт Ноя 30, 2012 5:13 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
    Виктор Макаров
    Виктор Макаров
    Вождь
    Вождь


    Убеждения : ленинист
    Организация : ОКС "Гражданская солидарность"
    Откуда : Загорск
    Возраст : 21
    Количество сообщений : 11846
    Дата регистрации : 2009-01-30

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор Виктор Макаров Пт Ноя 30, 2012 6:45 am

    Стоит отметить, что данная мной периодизация феодализма теперь мне представляется весьма неполной. Вот как теперь я смотрю на периодизацию феодализма:

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций 3b8eb152d82e

    Табличка взята отсюда: https://revfront.forum2x2.ru/t1347-topic#13158
    НКВД
    НКВД
    Теоретик
    Теоретик


    Убеждения : Ленинизм, Революционная Линия - https://revfront.forum2x2.ru/forum-f3/tema-t903.htm
    Откуда : Новомосковск
    Количество сообщений : 4257
    Дата регистрации : 2009-02-17

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор НКВД Пт Ноя 30, 2012 5:03 pm

    К ВОПРОСУ О ФОРМАЦИОННО-С ТАДИАЛЬНЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ В СЕМИРНОЙ ИСТОРИИ. За исимат! Против метафизической госкап-неоменьшевистской антимонистической (от слова монизм) антиленинистской ревизии марксизма! - моя старая критика взглядов МРП на всемирно-исторический процесс.
    В целом я считаю пятичленку верной моделью. Однако, жаль, что у вас про уклады не указано... Вот скажем же был цеховой уклад, хотя строя такого не было...
    Виктор Макаров
    Виктор Макаров
    Вождь
    Вождь


    Убеждения : ленинист
    Организация : ОКС "Гражданская солидарность"
    Откуда : Загорск
    Возраст : 21
    Количество сообщений : 11846
    Дата регистрации : 2009-01-30

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор Виктор Макаров Пт Ноя 30, 2012 5:07 pm

    Я там не ставил перед собой цель заняться освещением вопроса укладов. Я писал:

    формация - это, попросту говоря, лишь ГОСПДСТВУЮЩИЙ в том или ином обществе способ производства и определяемая им надстройка
    А эта тема именно о формациях (общественных строях), а не о способах производства и экономических укладах вообще.
    Виктор Макаров
    Виктор Макаров
    Вождь
    Вождь


    Убеждения : ленинист
    Организация : ОКС "Гражданская солидарность"
    Откуда : Загорск
    Возраст : 21
    Количество сообщений : 11846
    Дата регистрации : 2009-01-30

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор Виктор Макаров Пт Ноя 30, 2012 5:26 pm

    НКВД пишет:Вот скажем же был цеховой уклад, хотя строя такого не было...
    Виктор Макаров пишет:А эта тема именно о формациях (общественных строях)
    Вообще-то Вы неправы (и я, бездумно за Вами повторивший вашу ошибку - тоже). Понятие строя видимо отличается от понятия формации. Т. к., например, термин "цеховой строй" широко распространён в исторической литературе. Наверное всё же понятие строя примерное соответствует понятию уклада.


    Последний раз редактировалось: Виктор Макаров (Сб Авг 10, 2013 11:27 am), всего редактировалось 1 раз(а)
    Виктор Макаров
    Виктор Макаров
    Вождь
    Вождь


    Убеждения : ленинист
    Организация : ОКС "Гражданская солидарность"
    Откуда : Загорск
    Возраст : 21
    Количество сообщений : 11846
    Дата регистрации : 2009-01-30

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор Виктор Макаров Пт Ноя 30, 2012 5:46 pm

    Точнее даже не так (а то мы совсем с Вами здесь запутались)... Очевидно термин "строй" - это такое растягиваемое понятие, которое одинаково подходит и для обозначения формации, и для обозначения уклада. Поэтому правомерно говорить и о цеховом строе (например), и о капиталистическом строе (например).
    avatar
    martinix
    Гражданин
    Гражданин


    Убеждения : марксизм
    Организация : Левое крыло Марксистской Рабочей Партии (ЛК МРП)
    Откуда : фиг знает откудого
    Количество сообщений : 13
    Дата регистрации : 2012-11-28

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор martinix Вт Дек 04, 2012 4:02 am

    Все это таблички.
    Владимир Кулагин
    Владимир Кулагин
    Гражданин
    Гражданин


    Количество сообщений : 13
    Дата регистрации : 2013-04-22

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор Владимир Кулагин Пт Май 10, 2013 1:37 pm

    Виктор Макаров пишет:...мы совсем с Вами здесь запутались...

    Вы не только заблуждаетесь, но и испорчены, чтобы это признать. Невежество преступно.

    Древнегреческий учёный и философ писал:
    "полное невежество ещё не самое большое зло, плохо усвоенные знания - зло куда большее".
    А в Библии сказано(Ос.4:6):
    "Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения..."

    Исторический ход развития общества следует за развитием Философской мысли.
    Философия является мостиком из объективного мира к разуму человека, она переносит Свет мудрого функционирования Мироздания, существующего не зависимо от нас, в мыслительный процесс человека, от чего меняется сущность Мировоззрения. Оно меняется. Человек по внешности, становиться Человеком и внутренне, становиться высшим существом.
    А с появлением Нового мировоззрения, могут меняться и общественные формации. Только так, а не иначе.
    Фундаментальная наука, самапо себе, не может дать бытийное мировоззрения. Она собирает наблюдения за законами, вычисляет алгоритм их действия. Но,только в союзе с философией, человек обретает подлинное ЗНАНИЕ...

    Человек Новой формации появляется только революционно. Эволюционно ничего такого не происходит.
    Качественные изменения могут наступить лишь тогда, когда
    философия рождает* передовую часть общества. Филсофия даёт им новые способы мышления и помогает обретать Новое мировоззрение. И тогда, старый мир рушится. На сменуего приходит лучшее, которое и выражается в Новых формах УСТРОЙСТВА общества. А, уже, с Новым общественным строемпоявляются Новые общественно-экономические отношения, и новые формы и способы производства.

    Именно так, а не иначе.


    Последний раз редактировалось: Владимир Кулагин (Вс Май 12, 2013 3:15 am), всего редактировалось 4 раз(а)
    Виктор Макаров
    Виктор Макаров
    Вождь
    Вождь


    Убеждения : ленинист
    Организация : ОКС "Гражданская солидарность"
    Откуда : Загорск
    Возраст : 21
    Количество сообщений : 11846
    Дата регистрации : 2009-01-30

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор Виктор Макаров Пт Май 10, 2013 1:45 pm

    Вы законченный идеалист. На самом деле бытие (экономика) первично, а сознание (идеология) вторично.
    НКВД
    НКВД
    Теоретик
    Теоретик


    Убеждения : Ленинизм, Революционная Линия - https://revfront.forum2x2.ru/forum-f3/tema-t903.htm
    Откуда : Новомосковск
    Количество сообщений : 4257
    Дата регистрации : 2009-02-17

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор НКВД Чт Авг 27, 2015 9:14 pm

    Товарищи, кто, что думает и знает на счëт трехчленной периодизации истории общества? (Первичная формация, вторичная формация, третичная формация)
    НКВД
    НКВД
    Теоретик
    Теоретик


    Убеждения : Ленинизм, Революционная Линия - https://revfront.forum2x2.ru/forum-f3/tema-t903.htm
    Откуда : Новомосковск
    Количество сообщений : 4257
    Дата регистрации : 2009-02-17

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор НКВД Сб Апр 09, 2016 7:16 am

    Приведу здесь отрывок из черновика своей будущей работы, а также отрывок из статьи Майданского "Реформация формаций":

    НКВД (из черновика) пишет:Классики дали намётки периодизации общественной истории на три большие формации, к сожалению, целостного изложения этой концепции они не оставили. Первичная формация представлена доклассовыми обществами, в которых отсутствует или слабо разделение труда, собственность или отсутствует или общая (например, племенная, общинная). Вторичная формация - экономическая формация, основанная на разделении труда, частной собственности. Третичная формация – бесклассовая формация снявшая разделение труда, частную собственность, отчуждение.
    Вот, что Маркс писал в черновом наброске 1857—1858 годов «Критики политической экономии» https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/marx_engels_pss_46_1.doc по поводу вторичной и третичной формаций:
    « [вторичная формация - ]Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные) — таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости,— такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. [третичная формация -] Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние,— такова третья ступень.»
    В наброске ответа на письмо Засулич (1881 г) Маркс прямо говорит о первичной и вторичной формациях
    « Земледельческая община, будучи последней фазой первичной общественной формации, является в то же время переходной фазой ко вторичной формации, т. е. переходом от общества, основанного на общей собственности, к обществу, основанному на частной собственности. Вторичная формация охватывает, разумеется, ряд обществ, основывающихся на рабстве и крепостничестве.»
    Теория трёх формаций сводит все классовые общественно-экономические формации в одну – вторичную формацию. Она упрощает развитие человечества и выделяет в качестве сущности вторичной формации разделение труда и отношения собственности. При этом, вряд ли подлежит сомнению, что коммунизм снимает свойственные всем классовым формациям разделение труда и собственность.
    Вторичная формация – основана на разделении труда, частной собственности, а структура общества определяется экономикой, общественным производством. Как именно общественное производство определяет структуру?
    Необходимость поддержания и производства человеческой жизни определяет, сколько нужно крестьян, сколько строителей, сколько рабочих, сколько врачей и т.д. Необходимость обеспечения материальной жизни, через социальные отношения (рабство, крепостничество, наёмный труда, иные формы господства над производства над человеком), требует от человека постоянства профессии, поскольку получить один раз навык/образование и потом совершенствоваться в этом деле с т.з. экономии затрат труда, при способах производства вторичной формации эффективнее.
    Третичная же формация может быть достигнута только тогда, когда производство, обеспечив изобилие, позволит отойти от жесткой привязки общества к производству. Т.е. производство будет настолько избыточным, что не будет нужды подстраивать жизнь индивидов и общества под максимизацию его эффективности.  
    Однако при социализме, как мы видим и из марксисткой теории, и из практики «ограниченных социализмов», нет избыточного производства, сохраняется разделение и отчуждение труда (вопрос отчуждения труда мы рассмотрим ниже). Ввиду этого общественная структура всё ещё определяется потребностями экономики.

    Майданский ("Реформация формаций") пишет:3. Специфической экономической целью производства вторичной формации является власть над людьми – подчинение себе другого человека, присвоение чужой воли. Иначе говоря, на первый план в экономике выходят отношения личной зависимости.
    В «Капитале» о средневековом обществе читаем: «Личная зависимость характеризует тут как общественные отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни... Отношения личной зависимости составляют основу данного общества» 44. Ровно так же обстоит дело и в обществе античном. Феодальная и рабовладельческая формы собственности имеют одну общую основу, их «базис» – отношения личной власти, господства и подчинения.
    При этом первичная цель – поддержание жизни тела, рабочей силы, – естественно, не отменяется, а лишь уходит в тень исторически более высокой цели (Гегель сказал бы: «снимается»). То же самое происходит с архаическими орудиями: они действуют и совершенствуются на протяжении всей истории вплоть до нашего дня, однако уже во вторичной формации их затмевает более совершенное орудие труда – «человеческая машина».
    Бунтарь
    Бунтарь
    Агитатор
    Агитатор


    Убеждения : Маоист
    Организация : Беспартийный
    Откуда : Оттуда
    Количество сообщений : 305
    Дата регистрации : 2009-04-17

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор Бунтарь Вс Апр 10, 2016 5:17 am

    НКВД пишет:Теория трёх формаций сводит все классовые общественно-экономические формации в одну – вторичную формацию. Она упрощает развитие человечества и выделяет в качестве сущности вторичной формации разделение труда и отношения собственности.
    Правильнее сказать, объединяет не формации, а способы производства, основанные на классовой эксплуатации (азиатский, античный, феодальный, капиталистический). У Маркса не было термина "общественно-экономической формации" в том смысле, в каком он употребляется в советском марксизме.


    Последний раз редактировалось: Бунтарь (Вс Апр 10, 2016 5:44 am), всего редактировалось 1 раз(а)
    НКВД
    НКВД
    Теоретик
    Теоретик


    Убеждения : Ленинизм, Революционная Линия - https://revfront.forum2x2.ru/forum-f3/tema-t903.htm
    Откуда : Новомосковск
    Количество сообщений : 4257
    Дата регистрации : 2009-02-17

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор НКВД Вс Апр 10, 2016 5:33 am

    "Манифест Коммунистической Партии" пишет:Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его "естественным повелителям", и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного "чистогана". В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.

    Вот кстати важный момент, по-сути говорящий о переходе от первой части вторичной формации ко второй.
    Бунтарь пишет:
    У Маркса не было термина "общественно-экономической формации" в том смысле, в каком он употребляется в советском марксизме.
    Мне помнится, что было. Постараюсь со временем найти работу.
    Легальный Марксист
    Легальный Марксист
    Боец
    Боец


    Убеждения : легальный марксист
    Организация : НСДРП(м)
    Откуда : Центральная Россия
    Количество сообщений : 146
    Дата регистрации : 2015-10-21

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Empty Re: Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

    Сообщение автор Легальный Марксист Вс Апр 10, 2016 5:49 pm

    НКВД пишет:Товарищи, кто, что думает и знает на счëт трехчленной периодизации истории общества? (Первичная формация, вторичная формация, третичная формация)

    Марксизм и материалистическое понимание истории.

    После Л.Фейербаха, материалистически истолковавшего происхождение религии  и ее развитие, оставалось только составить целостное представление о ходе всей истории (материалистическое, естественно).
    До сих пор все представления о ходе исторического развития упирались в то, что исторические события и государственное устройство ставилось в прямую зависимость либо от географических условий (как во Франции 18 в. рассуждали энциклопедисты: страны маленькие и горные - республики, большие и равнинные - монархии), либо от развития идей (как у Г.Ф.Ф. Гегеля: развитие государственного устройства связано с идеей свободы: дискотия- свобода для немногих, представительное правление - свобода для всех).
    Но вот почему происходит развитие идей? Это оставалось неясным и выводилось напрямую из абсолютной(нравственной) идеи - и оказывалось, что это все-таки идеализм.
    Но в середине 19в. появилось философское направление, которое стало рассматривать историю последовательно материалистически. Называется это направление- марксизм.
    К.Маркс сам говорил, что все материалистическое понимание истории можно свести к нескольким основным постулатам.
    Вот они:

    1. Основой всякой общественной жизни людей является производство необходимых для жизни материальных благ.
    2. В процессе производства люди вступают между собой в определенные производственные отношения (прежде всего- отношения присвоения и специализации труда).
    3. В процессе специализации труда люди начинают делится на классы, имеющие возможность присваивать чужой прибавочный продукт.
    4. Классы ведут между собой то скрытую, то явную борьбу, результатом которой является изменение общественных отношений.
    5. Итогом классовой борьбы должно стать полное исчезновение классов и замена частной собственности общественной.

    Вот, собственно, и все. Из этого следовало, что все философские, юридические, литературные и пр. идеи возникают не просто так, “из головы”, а из общественной практики, прежде всего как осмысление общественных противоречий и классовой борьбы -т.е. из той сферы жизни, в которой постоянно действуют миллионы людей и воля отдельного человека ничего не значит.
    А сфера, не зависящая от воли отдельного человека - это сфера объективная и тут уже действительно начинается исторический материализм.
    Но... тут возникают затруднения философского плана - и затруднения очень древние, знакомые еще грекам.
    Суть его вот в чем: если история действительно зависит от некой объективной реальности, законы которой не зависят от воли отдельного человека, то получается, что ход истории предопределен законами этой реальности - а от человека вообще ничего не зависит. Против объективной закономерности (или Судьбы, Рока, Фортуна) не пойдешь.
    Такое представление называется еще фатализмом (чему быть, того не миновать). Но с другой стороны: если история развивается по объективным законам, то это значит, что ее развитие можно предсказывать.
    Но мы-то знаем, что заранее что-либо в истории предсказать невозможно, т.к. слишком многое зависит в ней от свободы воли отдельных людей. Люди могут поступать не только по обстоятельствам, но и вопреки им - а раз так,  то чего стоят эти обстоятельства с их закономерностями? (Получается субъективизм: «что хочу, то и ворочу»).
    Марксизм с самого начала оказался на перепутье: с одной стороны он претендовал на знание законов истории (но не давал прогнозов насчет сроков пролетарской революции), а с другой - призывал активно лично участвовать в революции (хотя зачем торопить событие, которое все равно уже заранее предопределено всем ходом истории?)
    Как решали эту дилемму сами Маркс и Энгельс мы еще узнаем, а пока попытаемся решить ее сами путем умственного эксперимента. Итак, представим себе, что в истории произошло некое событие, которое могло бы произойти. Что бы за этим последовало, что бы изменилось?
    Ну, например: в 1797-1799г. Наполеон Бонапарт совершил поход в Египет. Египет он захватил, но когда двинулся со своей армией по побережью Средиземного моря на север и осадил турецкую крепость Акко, то потерпел неудачу из-за того, что в войсках вспыхнула эпидемия чумы. Разумеется, в этих обстоятельствах Бонапарт вполне мог и сам умереть от чумы. Вот мы и предположим, что он умер в 1799г.
    И что тогда? Позвольте спросить: завершилась бы Французская революция установлением военной диктатуры или нет? И была бы война 1812г., если бы Наполеона не было?
    Теперь подумаем. Если бы не было Наполеона, то что бы было с Францией в 1799г.? А вот что: тогда, в 1799г. граф  А.В.Суворов разбил французские войска в Италии, англо-русский десант высадился в Голландии. Французская армия вновь отступала, народ в Париже волновался, снова вспоминали о якобинцах. Буржуазия была в смятении - ей срочно требовалась сильная власть, способная во-первых обуздать народные массы, а во-вторых отразить натиск интервентов. Одним словом нужен был военный диктатор-решительный, удачливый и популярный одновременно.
    И кандидаты на такую роль тоже были: Моро, Пишегрю и др.. Но все они имели свои связи, своих покровителей и врагов, которые норовили протиснуть другого кандидата в диктаторы... В этих условиях Наполеон, внезапно объявившейся осенью 1799г. во Франции устроил всех - и 18 брюмера совершил переворот, разогнал Директорию, объявил себя первым консулом, а затем в 1801г. - и императором.
    Такое развитие событий дает, разумеется, аргумент в пользу фатализма: есть Наполеон, нет Наполеона - все едино. Свято место пусто не бывает - и когда историческая закономерность того требует кто-нибудь на его место непременно найдется.
    Но...если не будет Наполеона, то будет ли война 1812г.? Ведь кто-то другой на его месте мог и не оказаться столь же гениальным полководцем, чтобы завоевать всю Европу, прежде чем рискнуть нападением на Россию. Кто-то другой мог бы сломать себе шею и раньше 1812г. - тогда бы Отечественной войны не было.
    Вот те на! Это уже получается субъективизм - представление о том, что ход истории зависит исключительно от воли великих людей и различных случайностей.
    Как же так? Один и тот же мысленный эксперимент дает аргументы и в пользу фатализма, и в пользу субъективизма. Как быть.
    Исторический материализм предлагает довольно изящный выход: по мнению К.Маркса и Ф.Энгельса закономерности в истории определяют только самое основное направление развития ( например от феодализма к капитализму ), а уж как конкретно будут развиваться события - это зависит уже и от воли отдельных людей, так и от различных случайностей.
    Но дилемма “фатализм-субъективизм” - далеко не единственная проблема, с которой столкнулся исторический материализм. Есть и другие - и интересная из них состоит в том, что же все-таки предписывает историческая закономерность? От чего к чему развивается общество? Это тоже вопрос весьма важный, т.к. философия истории ( т.е. представление о наиболее общих закономерностях истории) имеет всем знакомое методологическое значение
    (попросту говоря, от нее зависит, под каким углом детей будут учить истории в школе).
    Как нас учили все помнят: есть 5 формаций ( первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм) и человечество карабкается по этим ступенькам - формациям, меняя способы производства.
    Тут, правда, следует отметить, что подобную схему -”лесенку” придумали не К. Маркс с Ф. Энгельсом, а их позднейшие интерпретаторы в 30-е годы из Института красной профессуры.
    Но эта схема сразу столкнулась со многими неувязками. Во-первых не оказалось на земле не одного народа, который самостоятельно смог бы пройти хотя бы 4 ступеньки. Во-вторых у многих народов не было рабовладельческой формации (у славян, германцев и т.д. ) В-третьих иные народы миновали стадию капитализма (монголы, например ). И в четвертых (самое главное!) оказалось, что у К.Маркса фигурируют не 5 способов призводства, соответствующих 5 формациям, а 6.
    Шестой способ производства - азиатский в “лесенку” не влезем, т.к. согласно К. Марксу тем что:

    A) В нем нет места частной собственности на землю, вся земля принадлежит государству.
    B) Государственный аппарат совпадает с классом эксплуататоров.
    C) Государство выступает организатором общественных работ по искусственному орошению.
    D) Государство эксплуатирует не отдельных людей, а целые земледельческие общины.
    E) Политическим устройством государства является восточная деспотия.

    К “азиатскому способу производства” идеально подходят цивилизации Древнего Египта, доколумбовые цивилизации в Америке и т.д. А коли так, то между советскими историками неминуема должна была возникнуть дискуссия по поводу того, что же с “азиатским способом производства” делать и куда его девать. Одни пытались втиснуть АСП где-то между первобытностью и рабовладением, другие - между рабовладением и феодализмом - и ни туда, ни сюда, как уже говорилось,  АСП не влезал.
    Между тем вся эта дискуссия незаметно вскрыла один из пороков исторического материализма школьного образца - а именно представление о прямолинейности прогресса.
    На самом деле картина исторического развития выглядит куда хитрее, чем переползание со ступеньки на ступеньку. История, по-видимому, вообще не “лестница” - это скорее “дерево”, на котором кроме основной линии развития есть еще и боковые ветви - и одной из таких ветвей и является АСП.
    Подумаем сами: если есть народы, миновавшие стадию рабовладение ( а таких народов - большинство, поскольку античное рабовладение было вообще только в бассейне Средиземного моря ) или капитализма, то почему не может случиться так, что какой-то народ минует стадию феодализма и перейдет от античного рабства прямо к капитализму. Ну, например, те же римляне - что им помешало изобрести паровую машину или хотя бы прялку “Дженни”? И вот тут-то мы и начинаем понимать, что не могли римляне “перепрыгнуть” через феодализм, т.к. само производство у них не предполагало выгоды от “экономии труда” ( раз работают рабы, то зачем экономить?) - а значит и целесообразности применения машин.
    Более того: можно сказать, что античное рабовладение - в целом тупиковый путь общественного развития, т.к. даже к феодализму античные рабовладельческие государства сами перейти не смогли - понадобилось варварское завоевание.
    В общем, картина исторической эволюции общества будет выглядеть так:

    Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций Swak90

    Такая вот схема, несколько похожее на эволюционное дерево. И (что характерно!) нельзя заранее сказать какой именно путь развития окажется тупиковым, а какой прогрессивным.
    В свое время греки и римляне сильно обогнали другие народы и создали на рабском труде громадную цивилизацию и образцовую культуру - и только через 1000 лет выяснилось, что рабский труд может быть выгоден на этапе примитивной техники. У раба можно много отнимать прибавочного продукта - но это “много” все равно окажется “мало” в сравнении с тем, что может произвести заинтересованный в труде крестьянин. Монголы, живя в условиях кочевого феодализма завоевали Русь - но в конце концов их самих покорили русские, жившие оседло - т.к. только оседлость может стать основой для дальнейшего экономического роста и развития буржуазных отношений. Тоталитарное государственно-монополистическое регулирование в Германии едва не позволило Гитлеру завоевать Европу - и сей путь оказался тупиковым. Как, впрочем и сталинский социализм... И, наконец, есть еще одно слабое место в историческом материализме -это теория классовой борьбы. Точнее даже не сама теория (т.к. классовая борьба факт), а выводы из нее, согласно которым победа пролетарской революции низвергнет буржуазные производственные отношения и создает на их месте новые, коммунистические.
    Это очень оптимистическое предложение, но не совсем понятно на основании чего оно сделано.
    Тут можно вспомнить еще одну забавную историческую дискуссию 30-х годов в нашей стране. Тогда наши “красные профессора” рассуждали так: если пролетарская революция привела к замене капитализма социализмом, а буржуазная - к замене феодализма капитализмом, то должна была выть и еще одна революция, покончившая с рабовладением - революция рабов.
    Искали эту революцию в древней истории долго и упорно, да так и не нашли. И вовсе не потому что рабы никогда и нигде не могли победить рабовладельцев. Победить-то они могли - вот только что бы от этого изменилось? Вот представьте себе: Спартак победил. Взял Рим, сжег его, рабовладельцев резал. Что дальше?
    А дальше (это в лучшем случае!) бывшие рабы сами захотят стать рабовладельцами, сподвижники Спартака передерутся между собой, на Альпийском полуострове начнется полный хаос - и откуда-то из северных лесов придут в Италию варвары, не знающие письменности. В общем об этих событиях мы с вами ничего не узнаем. Но не это главное. Главное в том, что от победы рабов рабовладельческая формация не исчезнет. Так же как и от победы крепостных крестьян феодальное общество не превратится в буржуазное. Чтобы произошла буржуазная революция,  нужны не крепостные крестьяне, а городские буржуа - носители нового способа производства, т.е.”3-я сила”.
    Но если это так, то как быть с пролетарской революцией? Из чего следует что в результате ее получится именно коммунизм? А вдруг такой общественный переворот не передвинул общество на новую ступеньку прогресса, а столкнул на тупиковую линию развития? И как тут не вспомнить, что наш социализм и германский национал-социализм сплошь и рядом оказывались столь поразительно похожи?
    Впрочем, до таких вопросов “красная профессура” так и не додумалась. Их стали задавать совсем другие люди - Д.Оруэли, например - но это совсем другая история.
    Для нас же сейчас надо усвоить прежде всего то, что исторический материализм - вовсе не глупость. Но и тем более и не истина в последней инстанции.
    Проблем связанных с материалистическим пониманием истории великое множество. Но и заслуги у истмата тоже есть - это прежде всего понимание того, что социальная реальность хоть и объективна, но не абсолютна; что законы истории не “давят” человека как букашку но лишь задают набор возможностей - и предполагают чего точно в истории быть не может.
    http://nsdrp.forumotion.com/t33-topic

      Текущее время Чт Ноя 21, 2024 10:30 pm