(некое подобие рецензии на спектакль "Калека из Инишмана")
И, тем не менее, решился я всё же написать рецензию на один спектакль, на котором мне не так давно удалось побывать с небольшой компанией.
Театр на Таганке - один из старых и известных театров Москвы (основан в 1946 году). Я был в этом театре всего один или два раза, причём первые разы в далёком, ещё советском, детстве...
В этот раз, придя в театр, я был поначалу сбит с толку развешанными в его холлах афишами. "Горе от ума", "Евгений Онегин", "Пугачёв", "Десять дней, которые потрясли мир"... Сначала я подумал, что это пьесы, идущие ныне в этом театре. Но потом мне сразу же стало ясно, что это лишь как бы музейные экспонаты из его исторического прошлого... Впрочем, не совсем так. Вот, к примеру, "Горе от ума" и сегодня идёт на подмостках театра на Таганке.
О чём я? О классике и современности. О том какие современность диктует понятия и нравы (в т. ч. в культурной, идеологической жизни). В общем-то именно об этом и будет моя рецензия...
В одном отзыве (а скорее даже в нескольких), написанных по поводу комедийной пьесы Калека из Инишмана и творчества её автора Мартина Макдонаха вообще, сказано (и об этой пьесе и о самом её авторе) как о мастере современного реализма. Мол, вот дескать, какой молодец, показывает всю правду-матку, в т. ч. на примере предвоенного (по отношению ко II-й Мировой войне) ирландского захолустья. Описывает жизнь и быт людей такими, какие они есть.
Но перейдём к самому спектаклю (в постановке пермского режиссёра Сергея Федотова, которого называют лучшим специалистом по творчеству Макдонаха в России).
Сюжет спектакля довольно прост. Дикое и беспросветное ирландское захолустье (точнее меленький рыбацкий остров), обстановка "идиотизма деревенской жизни" (по Марксу). Сумасшедшие и спившиеся, непонятно чем добывающие себе кусок хлеба кроме мелкой торговлишки друг с другом, люди, на фоне которых можно сказать положительно выделяется девушка лёгкого поведения Хелен (не считая ещё одного человека, но о нём позже). В этой среде живёт несчастный калека Билли, которого никто за человека не воспринимает, все только смеются над ним. И вот у этого калеки появляется шанс уехать с в кой-то веки забредшей к ним на острова голливудской съёмочной группой. Уехать не куда-либо, а в саму прекрасную Америку! Билли, при помощи некоторых хитростей, использует этот свой шанс. Но в Америке он не находит своего счастья (а счастье его состоит в признании другими людьми своей значимости, в данном случае как актёра кино). Его изгоняют из кинопроекта, заменяя на профессионального актёра. Однако возвратившись домой в белом костюме и из сказочной по ирландским меркам страны Америки, калека Билли сразу приковывает к себе внимание своих земляков. И, более того, завоёвывает любовь той самой Хелен. Таким образом, он обретает своё счастье. Впрочем, оно для него уже недолгое. Билли смертельно болен туберкулёзом и жить ему осталось только полгода...
Есть четыре аспекта в этой пьесе/спектакле...
Первый аспект - перепев старой христианской Притчи о блудном сыне. Мол, не к чему стремится за морем. Счастье ждёт тебя именно там, где ты родился. Нечего бежать в процветающий флагман мирового капитализма - США, ориентироваться на жизненные стандарты этой страны. Лучше сидеть в своём периферийном захолустье, принимая его таким каково оно есть и находя в нём своё счастье.
Нужно ли говорить об упадочности такой морали? О том, что ещё Ленин писал, что развитие капитализма стремиться сделать города Европы похожими на крупные города Северной Америки? О том, что ещё гораздо ранее, в XVIII в., прогрессивная русская литература (зарубежную не берём, там достаточно примеров) отвергала мораль "Притчи о блудном сыне", возведя на пьедестал творческую энергию бедных (пусть и относительно), но стремящихся к достатку и счастью классов (см., например, Гисторию о российском матросе Василии Кириотском)?
Нет же, сиди и никуда не рыпайся, - говорят нам автор пьесы и её режиссёр - Живи в г...не и ищи в нём своё маленькое счастье.
А меж тем, статистические данные из истории Ирландии говорят о том, что вплоть до 1960-х гг. в этой стране отмечалась убыль населения за счёт его эмиграции в другие страны. А значит особо никто домой не возвращался из эмиграции, значит большинство за морем находило себе лучшую долю... Сравните, кстати, с ситуацией в современной России... Чем нынешняя Россия под гнётом реставрации капитализма и её народ счастливее Ирландии и её народа во второй четверти XX века (т. е. при британском владычестве)?
Второй аспект - высмеивание Ирландии, её народа, как фактически неполноценного. Во множестве фраз, вызывающих смех и рукоплескания завзятых театралов столичной, преимущественно буржуазной, публики. Причём это всё автроско-режиссёрское бесчинство доходит до открытой пропаганды британского империализма... (сам автор пьесы, лондонец, кстати)
Третий аспект - отношение к личности главного героя - калеки Билли. Он уродлив и смешон. Публика не испытывает к нему (по крайней мере поначалу, до его некоторого преображения после поездки в США) никакой жалости (тем более сострадания - чувства, доступного лишь тем, кто сам немало в жизни страдал или же стоит на очень высоком уровне духовного развития). Идут явные намёки на зоофилические наклонности Билли. И это почему-то вызывает у публики смех! А меж тем достойно ли смеяться над несчастными, больными людьми, страдающими таким недугом как половые извращения? (особенно в их бедняцкой форме - форме зоофилии - см. 1 и 2)
Фигура Билли вообще не вызывает никаких положительных эмоций у морально здорового зрителя. Билли лжёт и хорохорится, поначалу рассказывая красивую историю о своём пребывании в США (но затем проясняется, что это неправда). Лжёт, чтобы возвысится над другими, произвести впечатление на них. Казалось бы, единственное положительное качество калеки Билли - его любовь к чтению книг - самим автором (или режиссёром?) пьесы сводится на нет признаниями Билли о том, что он всё время просматривает одну и ту же книгу и вообще она ему особо не нужна, просто как фетиш...
Публика опять хохочет! Разумеется, в представлениях современной империалистической пропаганды и подверженной ей части народа, книги - это нечто бесполезное, увлечение чудаков и неудачников по жизни. Нормальные же люди делают свои дела, карьеру, а не книжки читают... Такое отношение к книге, к приобретению знаний вообще, на мой взгляд есть ни что иное, как апофеоз идеологии разлагающихся, смертельно больных народов, не способных развиваться. А значит и неспособных далее существовать хотя бы уже на достигнутом уровне, т. к. вне движения вперёд есть на практике только неминуемая деградация, вплоть до полного физического вырождения, замены другими, более здоровыми народами. Совсем иное (полностью противоположное) мнение о книгах мне случалось слышать от среднеазиатских гастарбайтеров в России. Однажды, застав меня с книгой в руках в одном из подсобных помещений (больше негде было читать) на одной из моих работ в часы обеденного перерыва, мой коллега-гастарбайтер произнёс примерное такую фразу "Книги любишь читать? Тогда ты должен не здесь работать, все кто книги читает - успешные и богатые люди". Да, пусть наивен пока этот народ. Но за ним будущее. Этот народ ценит знания, верит в их применение в целях улучшения жизни (пусть пока только индивидуальной, а не в общественной форме). Этот народ более морально здоров, чем современные коренные россияне. И поэтому именно за ним будущее... А не за британскими и российскими обскурантистами, которые презирают и всячески высмеивают силу знаний, силу правды, силу слова... силы, несущие в себе огромный потенциал творческого преобразования окружающей действительности.
Четвёртый аспект - социально-исторический, личностный и межличностный. Почти за кадром, как бы боком и мельком по отношению к происходящему в спектакле стоит фигура одного человека. Он как бы отделен от описываемого авторами пьесы и режиссёром спектакля социального мирка острова Инишман. Это простой рыбак Бобби, с неудавшейся личной жизнью (жена умерла быстро от смертельной болезни), хмурый и нелюдимый (по крайней мере на первый взгляд). Он чужд всей местной общественной возне, всем её сплетням и интригам. А меж тем он - единственный трудовой элемент этого спектакля! Очевидно один из тех, на котором держится весь экономический базис этого маленького общества...
Но человек этот блёкл в спектакле и зрителю мало интересен. Зрителю больше интересны другие персонажи, особенно калека Билли - несчастный, жалкий, но такой же по сути бездельник, пройдоха и приспособленец как и все другие яркие герои пьесы... Симпатии автора пьесы и режиссёра явно на стороне этого человека (при всём при том, что он рисуется ими поначалу с весьма неприглядной стороны). Эти же симпатии автор и режиссёр пытаются навязать и зрительской публике... Мол, смотрите: вот вам общество дегенератов - пьяниц, дебилов... А вот изгой этого общества. Изгой, сумевший добиться уважения и любви в этом маленьком мирке. Всё не так уж тогда и плохо! Стоит радоваться жизни, раз она стала такой прекрасной (хотя и ненадолго) даже для калеки Билли!
А мне вспоминается совсем другое произведение... Роман "Труженики моря" классика мировой литературы Виктора Гюго. Причём Гюго никто не называл реалистом (в отличие от Макдонаха, которого называют). Он был одним из ярчайших представителей романтической школы в литературе. Однако насколько ближе он представляется мне к реализму, насколько жизнеутверждающ своими трагическими произведениями... в отличие от псевдореалистических комедий современных макдонахов и прочих!
Главный герой романа Гюго - тоже изгой (по имени Жильят). Сын одинокой и бедной матери, бежавшей во время социальных и политических бурь Великой французской революции на рыбацкий остров на границе Англии и Франции (формально остров принадлежит Англии, но население очень смешанное, к тому же разных вероисповеданий). Книга начинается с пространного и подробного описания быта и жизни островитян, особо подчёркивается их трудолюбие, воспитанное суровой природой и, особенно, окружающей водной стихией. С детства приученный к рыбацкому ремеслу Жильят выигрывает на местных состязаниях хорошую лодку и немного становится на ноги, уже как зрелый рыбак. Однако на свою беду он встречает дочку одного местного крупного (по меркам острова) капитана и торговца. Она однажды играючи написала на снегу его имя... Он начинает из своей хижины на окраине острова выводить ей гимны на каком-то странном музыкальном инструменте. Чем изрядно нервирует отца своей возлюбленной. Вскоре у отца случается беда. Его гордость - единственное (и дорогущее) паровое судно - терпит крушение в скалах. Отчаявшийся предприниматель обещает выдать свою дочь за того, кто спасёт зажатый в скалах паровой котёл (всё, что осталось от судна - самое главное и ценное). Жильят решается на этот подвиг (больше никто не взялся). Несколько недель он один, под снегом и дождём, причём с окончившейся едой, выковыривает тяжеленный двигатель из скал для того, чтобы погрузить его на свою лодку и отвести будущему тестю. Однако возвратившись с победой над стихией к себе на остров, он обнаруживает, что его возлюбленная уже вместе с другим женихом - богатым и лощёным британским священником. Отец принял двигатель у Жильята, но слово своё не сдержал. Невеста последнего уплывает в богатую Англию на пароходе со своим мужем-священником. Отбывающий пароход с ниши в скале наблюдает Жильят. Он уже не вернётся оттуда. Приливная вода подступает и заживо медленно хоронит его под собою. Он не сопротивляется. Он смотрит на уходящий пароход своего счастья...
Что достойнее? Маленькое счастье калеки Билли или большое горе и смерть трудяги Жильята? На мой взгляд, второе не в пример первому. Именно во втором более реалистична и сильна жизнь во всём её конкретном и историческом проявлении. Именно его гибель зовёт к переустройству окружающего мира. А значит будущее - за жильятами, а не за билли. За драмой Гюго, а не за Макдонахом с его пошлыми и реакционными по духу комедиями.
P.S. В 1986 г. вышел фильм "Труженики моря", снятый совместными усилиями СССР и Франции. К сожалению, ныне нигде вы этот фильм не увидите. В 2010 г. он был то ли испорчен, то ли выкуплен частными лицами (для собственного пользования с условиям нераспространения) из Госфильмофонда РФ.
См. также следующую тему:
Кризис современной культуры и пути его преодоления
Последний раз редактировалось: Виктор Макаров (Вт Сен 24, 2013 2:03 pm), всего редактировалось 5 раз(а)