Пожалуй, одним из самых непонятых, наименее осмысленных левыми активистами явлений остаётся движение, частью которого они являются.
В большинстве случаев нет ни понимания, что же есть «левое», ни ясного представления логики развития движения.
«Настоящие левые это – коммунисты!», «Сталинисты вообще не левые», «Разве можно считать гомофоба левым?»
Такие заявления нередко можно слышать от активистов.
Политическое понятие «левые» крайне размыто. Почти каждая группа старается опереться на его моральный, исторический авторитет, прописывая особенности своей идеологии как необходимые критерии левизны. Этим понятие размывается ещё сильнее. Мне приходилось встречать таких коммунистов, которые уже открещивались от «левых» как от чего-то позорного, как от какой-то заразной болезни.
Пришло время «спасать», «отмывать» «левых», причём отмывать не только и не столько с политической, моральной точки зрения, сколько с гносеологической т.з., т.з. внесения ясности в вопрос.
В 2008 году в Загорске прошёл семинар «Кто такие левые?». На семинаре озвучивалось такое определение: «Левые – политическое направление, выступающее за расширение роли масс в управлении обществом и/или государством, ограничение частной собственности вплоть до её ликвидации». На мой взгляд, это вполне ясно, законченно и лаконично. Однако это определение не было взято с потолка, оно было выведено из рассмотрения истории левого движения.
Нам, для того, чтобы по-настоящему разобраться в вопросе, недостаточно получить чёткое определение. Нам необходимо самим пройти путь исследования левого движения в его развитии. Только проследив историческое развитие левого движения, примерив к нему это определение, можно по-настоящему понять, годно оно или нет. Рассмотрение этапов развития левого движения поможет нам не только более ясно составить представление об исследуемом предмете, но также поможет яснее представить, какое будущее нас ожидает и что нам следует делать.
____________________________________________________________________
I Антифеодальный этап
Исторически понятие «левые» возникло в ходе великой французской революции.
Энциклопедический словарь "Политология" (1993 г) пишет:
«Деление на "левых" и "правых" политиков датируется великой французской революцией 1789-94 гг., когда депутаты Генеральных штатов разделились на поддерживающих короля (справа в зале заседаний) и его противников (слева). При этом еще раньше подразумевалась символика правизны, правоты, и левизны, близости к дьявольским силам. Принято считать, что левые ориентированы на изменения, правые - на традицию».
«Политика. Толковый словарь.» (2001 г) пишет:
«В Генеральных штатах (estates general), созванных во Франции в 1789 г., простолюдины сидели слева от короля, поскольку дворяне занимали более почетные места справа. Такова связь этого термина с основным значением слова "левый", т.е. относящийся к "руке, которая обычно бывает слабее другой" (значение 1а по "Оксфордскому словарю английского языка" – OED), аналогичный смысл слова с уничижительным оттенком можно найти также во французском gauche (левый; нескладный, неуклюжий), латинском sinisterи в производных от них. (Стоит добавить, что и в современном русском языке в неполитическом смысле прилагательное «левый» может иметь негативное значение – прим. автора). На заседаниях Национального собрания времен французской революции (French Revolution) стало обычаем, что депутаты, радикалы и сторонники равенства, занимали левую сторону зала, если смотреть с места председательствующего (и верхние скамьи, отчего некоторые из них получили название "Гора").»
Таким образом, понятие «левые» сложилось в период борьбы с сословными, феодальными пережитками. Изначально оно носило антимонархический характер, характер борьбы против привилегий, за равные права для третьего сословия. Революционной силой этого движения были Якобинцы (лидеры: Робеспьер, Дантон, Марат), хотя, левее, по нынешним меркам, были менее влиятельные «Бешенные» , Эбертисты и Бабёфисты, которые делали шаги в сторону уравнительного потребления и обобществления средств производства, опирались на низы общества.
Естественно антифеодальный этап развития левого движения имел место не только во Франции, но и везде, где стояли схожие политические задачи, и имела место подобная социальная структура.
Первоначально левое движение порождалось интересами третьего сословия в целом, буржуазии, мелкой буржуазии, городского плебса, крестьянства и лишь в незначительной мере нарождающегося рабочего класса.
Ранний либерализм, как идея равенства прав, свободы личности, свободы предпринимательской деятельности, торжества прогресса, включал в себя и демократические ценности. Фактически он был господствующей и разделяемой всеми в той или иной мере идеологией антифеодального, антимонархического движения. По мере развития движения либерализм становился всё более идеологией крупной буржуазии, выражающей с одной стороны, её потребности в экономической свободе, личной свободе рабочей силы, а с другой стороны, желание сохранить собственность, господство. В итоге уже в ходе Великой Французской Революции либерализм перестал быть всеобщей объединяющей идеологией. При этом до сих пор лозунг раннего либерализма «свобода, равенство, братство», трактуемый всеми по-своему, сохраняет универсальность для левого движения. Также, в период антифеодальной борьбы проявлялись левые религиозные течения, в т.ч. хилиазм (особенно религиозные формы были значимы в эпоху Реформации, эпоху развитого феодализма). Определённое распространение и влияние получил утопический социализм, его практическое влияние росло по мере обособления политики от религии и вовлечения в политику наиболее угнетенных слоёв.
Хотя, само понятие «левые» зародилось лишь в ходе Великой Французской Революции, последующая историография стала использовать его и к предшествующим историческим эпохам и событиям, как в значительной мере аналогичным Французской Революции (напр., Английская буржуазная революция), так и существенно отличным от неё (напр., выделяя левое крыло в Реформации в Европе или, даже, в более ранней борьбе против рабовладения/крепостничества). При этом нельзя сказать, что такое ретроспективное использование понятия неверно, оно помогает проводить исторические аналогии между движениями, имевшими разные цели и идеологии, существовавшими в разные исторические эпохи.
Антифеодальный этап продолжается где-то до конца первой четверти 19 века.
______________________________________________________________________
Следующий этап движения подготовляется развитием капитализма, развитием промышленности в первой половине 19 века. Развитие капитализма ведёт ко всё большему разложению сословной системы, а развитие промышленности к выделению рабочего класса. В большинстве стран Европы сохраняются сильные феодальные пережитки, монархические режимы, хотя и не столь прочные как прежде, признающие право буржуазии на долю во власти.
_______________________________________________________________________
II Смешенный этап, рабочее движение
Этот этап характеризуется продолжением борьбы против феодальных пережитков, борьбы за демократические свободы, но одновременно с этим возникает борьба пролетариата за свои особые интересы. Возникает борьба за экономические интересы, фабричные законы, ограничение продолжительности рабочего дня, повышение оплаты труда, обеспечение безопасности на производствах, коммунистическую, пролетарскую революцию.
Во многих странах возникают рабочие организации, общества (уже в 1824-1825 годах английские профсоюзы добиваются возможности легального существования), складывается революционная идеология. Так, раскол в мелкобуржуазно-рабочем «Союзе отверженных» породил «Союз справедливых» (1836 г). В 1847 году под влиянием деятельности коммунистического Брюссельского корреспондентского комитета Маркса и Энгельса «Союз Справедливых» был преобразован в «Союз Коммунистов». По поручению союза коммунистов в 1848 году Марксом и Энгельсом написан «Манифест коммунистической партии». В 1864 году возник I Интернационал, просуществовавший до 1876 года.
В большинстве случаев движение действует подпольно или полуподпольно, над его участниками постоянно висит угроза быть арестованными или даже казнёнными.
В середине 19 века (1847-1848 г.) Европу сотрясает первый капиталистический кризис, мощнейшее революционное движение и ряд войн.
В этом движении рабочие организации уже ставят перед собой отдельные задачи. Проводят самостоятельные вооружённые восстания, как например, июльское восстание 1848 года парижских рабочих. Маркс выдвигает теорию «перманентной революции», которая постулирует возможность немедленного перехода от борьбы с монархией, сословными пережитками к борьбе против буржуазии за коммунистическую революцию. Однако в целом рабочее движение вынуждено вместе с мелкой буржуазией, крестьянством (составляющими тогда большую часть левого движения) вести борьбу против ненавистной монархии, дворянства.
Революции 1848 года в большинстве случаев остаются незавершёнными, при этом монархия по своему классовому характеру становится всё более буржуазной. Одним из проявлений реакции после незавершённых европейских революций 1848 стал «Кёльнский процесс коммунистов». «Кёльнский процесс коммунистов» – суд над германскими коммунистами, обвинёнными в заговоре против Пруссии.
В тех странах, где задачи борьбы с феодальными пережитками уже по большей части решены, рабочие выдвигают свои требования отдельно. Так появляется чартистское движение в Англии, развивается профсоюзное движение в США.
Хотя, Англия была ведущей промышленной державой с наибольшей абсолютной и относительной численностью рабочих, Германия дала великих коммунистических деятелей, полную энергии революцию 1848 года, а Бельгия была важным центром коммунистических организаций, апогей этого этапа развития опять пришёлся на Францию, которая имела к тому времени вторую по численности «армию» промышленных рабочих. В 1871 году, на фоне мирного договора с Пруссией (фактически капитуляции) в результате военного поражения в франко-прусской войне, не желая занятия столицы прусской армией, вооружённые трудящиеся взяли власть в Париже. Была образована Парижская Коммуна – первое в мире социалистическое государственное образование, просуществовавшее 72 дня.
Тенденцией развития левого движения на этом этапе было всё большее организационное и идейное обособление рабочего класса от других классов-участников движения. Весь этап проходил под знаком борьбы марксизма за господство в рабочем движении. Фактически марксизму удалось одолеть утопический социализм, бланкизм, анархизм, идеи Вейтлинга и т.д. Марксизм стал одним из сильнейших идейных направлений в левом движении и сильнейшим в рабочем движении.
Завершается этап роспуском I Интернационала в 1876 году.
В России же на протяжении этого этапа лишь появляется революционная демократия довольно далёкая от масс и зарождаются первые рабочие организации (в 1875 в Одессе был образован Южнороссийский союз рабочих).
______________________________________________________________________
В конце 19 века на национальном уровне складываются сильные социалистические, социал-демократические, рабочие партии в Европе. Однако в рабочем движении уже появляются ростки реформизма (Франция - поссибилисты, Британия - оппортунистическое крыло социал-демократической федерации), сохранились и анархисты. Бурно развивается промышленность, особенно во втором эшелоне капитализма, численно растёт рабочий класс. Феодальные пережитки не преодолены до конца, но их значение снижается. Страны Европы входят в империалистическую стадию развития капитализма и имеют возможность всё более подкупать часть рабочего класса (английская буржуазия первая начала эту политика и добилась в ней больших успехов).
_____________________________________________________________________________
III Накануне империалистической войны
По мере ликвидации феодальных пережитков, развития рабочего класса, буржуазия всё менее заинтересована в ликвидации монархии. Из силы, которая во втором этапе ещё проявляла себя двойственно и противоречиво, в Европе она становится уже контрреволюционной. Мелкая буржуазия, занимая промежуточное положение между пролетариатом и буржуазией, колеблется между левыми и правыми.
Рабочее движении достигло существенных успехов в деле экономической борьбы. Во многих странах Европы в парламентах представлены партии социалистической направленности. В 1889 году образован социалистический II Интернационал. Энгельс, противостоя реформистам и анархистам, прилагает немалые усилия, чтобы с самого учреждения во II Интернационале господствовала революционная линия, марксизм. Рабочее движение начинает складываться и в Восточной Европе и в колониях, но там оно находится примерно в тех же условиях, что рабочее движение Европы во втором этапе.
Одновременно с этим рост империализма в Европе позволяет всё больше подкупать часть рабочих. Возникает рабочая аристократия. В купе с легальностью возникновение рабочей аристократии приводит к усилению реформизма, ревизионизма. Часть марксистов сходит с последовательно революционной линии борьбы за коммунизм, переходя к борьбе за сиюминутные выгоды рабочего класса. Поначалу эти тенденции подавляются за счёт силы революционных традиций или развиваются скрыто. Так 9-ый конгресс II Интернационал (1912 года), видя возможность скорого начала империалистической войны, выступает с антивоенной позицией, подтверждающей положения 7-го и предшествующих конгрессов по этому вопросу. Также немецкая социал-демократия требует от Берштейна и других ревизионистов-оппортунистов следования революционной линии. Вожди-ревизионисты долгое время формально вынуждены подчиняться.
Апофеозом третьего этапа является начало Первой Мировой Войны, которое срывает маски, показывает истинную сущность партий.
Вот, что писал Ленин в работе «Крах II Интернационала»:
«…мы должны сказать, что большинство социал-демократических партий и во главе их, в первую очередь, самая большая и самая влиятельная партия II Интернационала, германская, встали на сторону своего генерального штаба, своего правительства, своей буржуазии против пролетариата. Это — событие всемирно-исторической важности, и на возможно более всестороннем анализе его нельзя не остановиться.»
«…Оппортунизм есть принесение в жертву временным интересам ничтожного меньшинства рабочих коренных интересов массы или, иначе, союз части рабочих с буржуазией против массы пролетариата. Война делает такой союз особенно наглядным и принудительным. Оппортунизм порождался в течение десятилетий особенностями такой эпохи развития капитализма, когда сравнительно мирное и культурное существование слоя привилегированных рабочих «обуржуазивало» их, давало им крохи от прибылей своего, национального капитала, отрывало их от бедствий, страданий и революционных настроений разоряемой и нищей массы. Империалистская война есть прямое продолжение и завершение такого положения вещей, ибо это есть война за привилегии великодержавных наций, за передел колоний между ними, за господство их над другими нациями. Отстоять и упрочить свое привилегированное положение «высшего слоя» мещан или аристократии (и бюрократии) рабочего класса — вот естественное продолжение мелкобуржуазно-оппортунистических надежд и соответственной тактики во время войны, вот экономическая основа социал-империализма наших дней…»
Только РСДРП(б), развившаяся в России в условиях близких ко второму этапу, окрепшая в борьбе с оппортунизмом и буржуазным социализмом повела решительную борьбу против войны, за поражение царского правительства, за перерастание империалистической войны в гражданскую. К ней присоединились интернационалистические группы других стран (напр., «Спартаковцы» в Германии, тесняки в Болгарии, голландские трибунисты ).
Этот этап в целом характеризуется борьбой старых революционных традиций с разлагающим влиянием империализма в рамках II Интернационала, выделением рабочей аристократии, появлением буржуазных, ревизионистских направлений в марксизме (например, австромарксизм).
________________________________________________________________________
IV Победы и поражения революций, фашизм в Европе
Революция 1917 года в России победила ещё до окончания первой мировой войны. Под влиянием октябрьской революции, ленинизма, многие революционные интернационалистические группы в странах Европы становятся быстрорастущими коммунистическими партиями. В 1918-1919 годах социалистическая революция прошла в Венгрии, в некоторых землях Германии, в одной из провинций Ирландии, Эльзасе (Франция). Все эти революции, кроме революции в России и прилегающих странах бывшей Российской Империи, потерпели поражения, новая власть не смогла удержаться. Практически везде поражению способствовали партии II Интернационала, часто открыто переходя в стан контрреволюции. Также пролетарские революции потерпели поражения и на некоторых территориях бывшей Российской империи: в Финляндии, Литве, Латвии, Эстонии, Западной Украине и Западной Белоруссии, Бессарабии. В большинстве случаев, как и в Венгрии, они были подавлены через иностранную интервенцию.
Первая волна мировой коммунистической революции захлебнулась везде, кроме СССР.
III Интернационал был создан в 1919 году, как объединение партий, стоящих на революционных позициях, не приемлющих реформизма, оппортунизма.
Четвёртый этап стал этапом открытой межорганизационной борьбы между ревизионизмом, оппортунизмом старой обуржуазившейся социал-демократии и новыми коммунистическими партиями. Также он стал этапом продолжения революционной борьбы за взятие пролетариатом власти. Одновременно с этим началась борьба между социалистическим государством и капиталистическими.
III Интернационал играл огромную роль в организации национально-освободительной и социалистической борьбы в странах третьего эшелона, где большую роль в движении играет и мелкая буржуазия, и крестьянство.
Практически везде в Европе революционные движения, несмотря на отчаянную борьбу коммунистов (местами и анархистов), терпят поражение. Объективную силу оппортунистов, реакционеров, определяет большая доля новой империалистической мелкой буржуазии, в т.ч. рабочей аристократии, которой нет интереса в пролетарской революции, но есть интерес в улучшении своего положения через усиление своего империализма. Субъективная же их сила заключается в молодости коммунистических партий.
Терпит поражение революционное движение начала 20-х годов в Италии. Там, как ответ на революцию, побеждает режим террора монополистического капитала против рабочего, пролетарского движения – фашизм.
Терпит поражение революция в Германии, и в 1933 году к власти приходит фашизм, уничтоживший и коммунистов, и социалистов (последние, идя на компромиссы с фашистами, сами обеспечили возможность их победы), рабочее движение, буржуазные свободы.
В Испании свержение монархии, установление республики перетекает в гражданскую войну. Международное коммунистическое, анархическое, рабочее движение, СССР материально и добровольцами поддерживает левые силы республиканского фронта, фашистские режимы поддерживают Франко. В ходе гражданской войны побеждает реакция. Околофашистские и фашистские режимы побеждают во многих странах восточной Европы. Между Германией и милитаристской Японией в 1936 году подписывается антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединятся и Италия, Испания и ряд других стран.
В этот же период пробуждаются народы Востока, Латинской Америки, Ближнего востока. Зачастую национально-освободительная, антифеодальная борьба этих народов соединяется с социалистической борьбой, или, по крайней мере, рабочее, коммунистическое движение играет в этой борьбе значимую роль. Так, например, в мексиканской революции большую роль играют крестьянские социалисты, в 30-х годах в Китае появляется советский район, идёт гражданская война, в Чили на короткое время провозглашается Социалистическая Республика.
Т.о. четвёртый этап - это не только этап революционной борьбы в Европе, но и этап пробуждения, доселе по большей части спящих народов третьего эшелона капитализма, составляющих большинство человечества.
Для СССР и III Интернационала четвёртый этап раскрывает тенденцию внутреннего бюрократического перерождения. Происходит политическая контрреволюция в СССР, разрушившая основы советской демократии. При этом на международной арене СССР продолжает быть частью левого движения.
Четвёртый этап заканчивается началом второй мировой войны, в которой революция и контрреволюция сталкиваются на межгосударственном уровне.
За время четвёртого этапа идеология большевизма завоёвывает господствующее положение в коммунистическом движении, однако ленинизм быстро сменяется различными, претендующими на преемственность, ревизионистскими течениями (Сталинизм, Троцкизм, Маоизм). Идеология старой социал-демократии всё более сдвигается в сторону классового мира. При этом именно в конце этого периода зарождаются идейные течения, ставшие впоследствии базой для «новых левых».
_____________________________________________________________________________
Вторая Мировая Война закончилась победой Союзников и поражением стран Оси. Громадная роль СССР в победе, антикоммунистическая сущность фашизма повсюду привели к росту коммунистических настроений. Опасаясь социалистических революций, страны Западной Европы были вынуждены строить «социальное государство». Мировая война привела к роспуску III Интернационала. Происходит научно-техническая революция. Активно развивается сфера обслуживания.
__________________________________________________________________________________
V Непролетарская левая, социалистический лагерь
Рост коммунистических симпатий народов после Второй Мировой Войны привёл к образованию в восточной Европе, находящейся под политическим и военным влиянием СССР, блока Варшавского договора. Страны Западной Европы, сохранив положение империалистов, хотя оно несколько ослабилось, в условиях роста коммунистических настроений пошли на построение «государства благоденствия» - «социального государства». Суть этого проекта заключалась в том, чтобы за счёт империалистических сверхприбылей сгладить классовые противоречия, уменьшить разрыв в уровне жизни беднейших и богатейших, развить класс новой мелкой буржуазии, проповедуя идею социального партнёрства. Новая мелкая буржуазия развивалась как через налоговые послабления для малого бизнеса, так и через взращивание рабочей аристократии, привилегированных слоёв наёмных работников.
Нельзя сказать, что социализм или «народная» демократия победили в странах Варшавского договора и особенно в Югославии за счёт бюрократического давлениея СССР. Это был во многом постепенный процесс завоевания власти социалистическими силами. Однако когда Варшавский блок достиг зрелости, режимы, образовавшиеся в странах-участницах, стали бюрократическими, что приводило к демократическим и отчасти левым выступлениям населения против них.
В Западной Европе пролетариат был подавлен разросшимися мелкобуржуазными империалистическими слоями. Старая социал-демократия становилась всё менее левой. Коммунистические партии, ориентирующиеся на СССР, сталинизм, не получили массовой поддержки населения. Кроме того, «план Маршала» по послевоенному восстановлению Европы требовал отсутствия коммунистов в правительствах. Многие западные компартии, как, например, французская и итальянская, со временем стали реформистскими, подобно социал-демократии второго этапа.
В условиях тотального ослабления пролетариата «государством благоденствия» развивается непролетарская левая. Её идейными отцами стали Грамши, представители «Франкфуртской школы» такие как, Фромм, Маркузе, левые экзистенциалисты. Их основной социальной базой стало студенчество, «революционные меньшинства» (мигранты, гомосексуалисты), мелкобуржуазные слои. Большую роль в их идеологии играло рассмотрение психологических вопросов. В целом можно охарактеризовать всё это движение, проведя аналогию межу высказыванием в отношении психологов и непролетарской левой: «к психологам обращаются те, у кого денег больше, чем проблем».
Пика своего развития западная непролетарская левая достигла в мае 1968 года. Она показала неспособность студенчества, «революционных меньшинств», рабочей аристократии и её партий захватить власть.
Но непролетарская левая в Европе развивалась не только путём приспособления к деформированной империализмом классовой структуре. Была часть, которая отказывалась признавать действительное положение вещей, пыталась разжечь гражданскую войну. RAF в Германии, «Красные Бригады» в Италии. Эти организации делали ставку на террористические акты, хотя «Красные Бригады» в начале своего развития вели и определённую работу в массах.
В Японии левое движение было во много сходно с тем, которое сложилось в западной Европе. Однако переход коммунистической партии на реформистские позиции произошёл позднее.
В США, где не было традиций старой социал-демократии, государство расправляется с коммунистическими силами через репрессии. Тамошняя непролетарская левая – хиппи. Одним из важнейших элементов левого движения в США становится борьба с дискриминацией по национальному признаку, антивоенное движение, феминизм.
СССР фактически также скатился к непролетарской левой, перейдя во внешней политике на позиции мирного сосуществования систем, а во внутренней на «общенародное государство». Хотя в СССР и возникают подпольные коммунистические организации (напр., неомарксисты Рязани и Саратова, Партия Диктатуры Пролетариата) и даже происходят эпизодические рабочие выступления (напр., Николаев 1962 г., Новочеркасск 1962 г, Каунас 1977 г), они не приобретают характера массового движения.
Широко развернулось национально-освободительное движение в странах третьего эшелона, неоколониях. Революция в Корее завершилась распадом страны и образованием КНДР, в Китае гражданская война окончилась победой маоистов и образованием КНР. Народ Вьетнама при поддержке СССР и Китая добился в войне с США права идти по социалистическому пути. Также на социалистический путь встали Лаос и Бирма, своеобразная революция прошла и в Кампучии. Революционная борьба и приход левых политических режимов протекает в этот период и в Латинской Америке. Ряд стран арабского мира, Африки выбирают «социалистический путь».
При этом по большому счёту все эти движения, хотя были левыми, не были пролетарскими. В странах дальнего Востока в движении преобладало крестьянство; в Латинской Америке, Арабском Мире, Африке ориентация на социализм была связана с попыткой освободиться от империалистов Запада через сотрудничество с социалистическим блоком, СССР.
_______________________________________________________________________________
Рассмотрев предшествующие этапы развития левого движения, можно заключить, что данное на загорском семинаре определение понятия «левые» верное и удовлетворительное. Оно включает в свой объём всё разнообразие существовавших левых течений, отражая их сущность, направленную на ограничение/ликвидацию частной собственности, расширение участия масс в управлении обществом/установление диктатуры пролетариата. Ясно показано, что левыми можно считать и раннелиберальные антифеодальные движения, и коммунистов всех течений, и анархистов, и даже реформистскую буржуазную социал-демократию. Главное при определении политической силы как левой или правой, понимать относительность этого понятия, понимать, что политическая сила может быть правой или левой применительно лишь к существующему одновременно с ней общественному строю! Но, вернёмся к этапам развития левого движения.
____________________________________________________________________________________
В СССР всё в большей мере зреют капиталистические отношения, бюрократия всё менее подконтрольна и близка массам. Народ под антибюрократическими, отчасти левыми лозунгами, свергает старую власть, но не способен продолжать строительство коммунизма, он деморализован. На этой волне происходит реставрация капитализма во всём социалистическом блоке. На Западе «Государство благоденствия» сворачивается. Кроме того в мире усиливается роль информационных технологий, производства информации.
_________________________________________________________________________________
VI К пролетарской левой
Мы привыкли к представлению нашей эпохи эпохой стабильности. Но на самом деле в историческом масштабе наша эпоха есть эпоха коренной ломки, как международных отношений, так и социальной структуры обществ. Разрушен социалистический лагерь, в котором проживало около половины человечества. Мир из двуполярного, через усиление одного из полюсов приходит к многополярности. В сильнейшие империалисты выбились: США (+ союзники, часть союзников по НАТО), ЕС (со своими внутренними противоречиями), Япония, Россия, Китай, Бразилия, Иран, Индия, ЮАР. При этом мировая финансовая система, ориентированная на интересы США и ЕС, не удовлетворяет интересам новых агрессивных империалистов Китая и Индии, также не вполне она удовлетворяет и интересам РФ, как и неимпериалистических стран. Идёт активный передел сфер приложения капитала.
Западное «государство благоденствия» разрушено, западные империализмы проседают на мировой арене. Социальная структура меняется. Прежний средний класс стремительно размывается, растёт пролетаризация и безработица. Столицы европейских империалистических государств охватывают стихийные восстания бедноты. Последний кризис вызвал особенно сильную социальную борьбу в странах Большого Ближнего Востока, «слабых» странах ЕС, продемонстрировавшую наглядно существенные изменения в обществе. В старых империалистических государствах всё более растёт доля обслуживающего труда, производство выносится в регионы с дешёвой рабочей силой.
За счёт этого и собственного индустриального развития происходит огромная пролетаризация стран Азии, Большого Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки. В России и странах Варшавского договора, реставрация капитализма привела к восстановлению пролетариата.
Таким образом, можно сказать, что мы живём в эпоху всемирной пролетаризации. На западе, в странах старого империализма, пролетариат составляют беднейшие работники сферы обслуживания и производства, тогда как значительная часть рабочих по-прежнему подкупается и составляет рабочую аристократию. В новых империалистических странах: Китае, Индии, велика, постоянно возрастает доля рабочих, работников сферы обслуживающего труда, но велика доля и крестьянства, рабочая аристократия там если и есть, то составляет ещё небольшую часть и вряд ли успела обособиться. Россия, страны «восточного блока», Бразилия стоят посередине между этими группами в том смысле, что доля обслуживающего труда в них не столь высока как на Западе, но значительная часть рабочих аристократизирована. При этом, конечно, промышленная пролетаризация идёт не только в новых империалистических странах, но и во всех регионах мира с относительно дешёвой рабочей силой.
Одновременно с массовым ростом пролетариата в мире ощущается почти полное отсутствие или непропорциональная слабость левых революционных движений.
Реформистская социал-демократия практически перестала быть левой и окончательно разоблачила себя даже перед самыми умеренными массами, проводя «антикризисные меры».
Старые сталинские и троцкистские компартии Запада ищут революционный рабочий класс и не могут его найти, за отсутствием последнего. «Новая левая» чахнет, лишившись тепличных условий «государства благоденствия». Маоисты в Юго-восточной Азии (как и FARK в Колумбии) десятилетия ведут безуспешные партизанские войны во всё более стремительно индустриализующихся странах. Время партизанщины, как основной революционной тактики, безвозвратно ушло. Гачикус продолжает надеяться на пролетарских исламистов, но их всё нет.
Левизна весомых политических организаций, участвовавших в Арабской Весне, ограничивается лишь демократическими требованиями, и только, пожалуй, в Тунисе заметны социалисты и коммунисты (насколько они революционны - покажет время). Левые латинской Америки сумели лишь привести к власти буржуазных политиков, кормящих их сказками про социализм 21 века, подкидывающими им подачки, и ведущими политику развития национальной капиталистической экономики. Никто из этих сил не желает становиться партией Восстания (даже относительно сильная коммунистическая партия Греции), тогда как массы уже стихийно(!) переходят к восстаниям.
Только возрождение/возникновение пролетарской левой в новых условиях может создать революционный политический субъект - необходимое условие успеха революции.