Маоизм, враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазно-националистическое течение в Коммунистической партии Китая. Маоизм представляет собой конгломерат субъективистско-волюнтаристических, вульгарно-материалистических идей, противопоставляемых марксистской философии, политической экономии, научному коммунизму, пролетарской стратегии и тактике мирового коммунистического движения. Маоизм призван обосновывать авантюристическую политику «казарменного коммунизма». Краеугольным камнем Маоизм является антисоветизм.
В виде самостоятельной платформы Маоизм сложился в конце 50-х годов 20 века.Возникновение Маоизм непосредственно связано с деятельностью Мао Цзэ-дуна. На 9-м съезде КПК (1969) Маоизм, именуемый официально в Китае «идеи Мао Цзэ-дуна», был объявлен «теоретической основой, определяющей идеи КПК», и провозглашен «марксизмом-ленинизмом современной эпохи». Эти оценки были подтверждены и на 10-м съезде КПК (1973).
Процесс формирования Маоизм связан с борьбой двух главных тенденций в КПК — интернационалистской и мелкобуржуазно-националистической. Маоисты выдвинули идею «национального марксизма», «китайского коммунизма», которая была официально закреплена в документах 7-го съезда КПК (1945). Под вывеской «соединения всеобщих истин марксизма-ленинизма с практикой китайской революции», «китаизации марксизма-ленинизма» мелкобуржуазно-националистич. элементы в КПК начали атаку на коренные положения об интернациональном характере революционного учения рабочего класса.
Маоизм отличает крайний эклектизм, субъективизм в теории и волюнтаризм в политике. Идеология Маоизм впитала многие традиционные взгляды древней китайской политической и философской мысли, принципы примитивной уравнительности крестьянских движений, а также целый ряд китаецентристских концепций реформаторов конца 19 — начала 20 веков: Тань Сы-туна, Кем Ю-вэя, Лян Ци-чао, гоминьдановскую концепцию национализма. На Маоизм большое влияние оказали анархизм и ревизионистские течения в коммунистическом движении, особенно троцкизм. У анархистов Мао Цзэ-дун заимствовал такие принципы, как абсолютизация насилия («винтовка рождает власть», «бунт — дело правое»), опора на непролетарские, деклассированные элементы и политически незрелые слои молодёжи для «организации» революций без учёта революционной ситуации. Маоизм по существу заимствовал троцкистскую концепцию «перманентной революции» и исходит из того, что победа социализма без полного уничтожения империализма невозможна. Маоизм утверждает, что в условиях социализма, включая и его зрелую стадию, постоянно идет борьба между социалистическим и капиталистическим путями развития, существует угроза реставрации капитализма и что для предотвращения этой опасности необходимы «революции». Образцом такой «революции» объявлена т. и. культурная революция, проведённая под руководством Мао Цзэ-дуна во 2-й половине 60-х годов. Такие «революции», являющиеся по существу формой тотальной чистки и расправы с реальными и потенциальными противниками Маоизм, должны, по заявлениям маоистов, повторяться периодически.
Маоизм фактически отрицает объективные закономерности строительства социализма и коммунизма, учение о руководящей роли марксистско-ленинской партии как авангарда рабочего класса, подменяет социалистический демократизм диктатурой военно-бюрократической группировки, насаждает культ личности, принижает роль народа. Маоизм отрицает коренные принципы социалистического гуманизма.
В политике вместо пролетарской классовой линии Маоизм прибегает к бонапартистскому маневрированию (см. Бонапартизм) между различными классами и социальными прослойками. Декларативно заявляя, что «рабочий класс руководит всем», Мао Цзэ-дун на деле проводит линию на принижение роли рабочего класса Китая.
Маоисты на практике стремятся ликвидировать методы и формы организации и планирования народного хозяйства, сложившиеся в первое десятилетие существования КНР под влиянием опыта мирового социализма и прежде всего СССР. Вопреки ленинизму, Маоизм рассматривает бедность, отсталость страны, обездоленность народных масс как неотъемлемые атрибуты жизни при социализме и даже как факторы, якобы благоприятствующие строительству нового общества. Заботу о росте благосостояния народа Маоизм объявляет «ревизионизмом», «реакционным экономизмом», ведущими к буржуазному «перерождению». Консервация бедности и отсталости позволяет маоистам направлять максимум средств на развитие военной машины.
В области философии Маоизм декларирует приверженность диалектическому и историческому материализму, однако по сути дела ревизует все его принципы с позиций субъективизма, вульгарного материализма и примитивно истолкованной диалектики, превращает философию в средство утилитарно-прагматического обоснования политики.
Признавая всеобщность противоречия, Маоизм вместе с тем абсолютизирует момент борьбы противоположностей и игнорирует или крайне принижает роль единства противоположностей. Одновременно Маоизм непомерно расширяет сферу проявления антагонистических противоречий, рассматривая их как всеобщие, а неантагонистические противоречия — как частный случай антагонистических. Закон единства и борьбы противоположностей сводится к их механическому противостоянию («без верха нет низа, без отвратительного нет прекрасного») и смене мест между противоположностями («плохое превращается в хорошее», а «пролетариат — в буржуазию», «мир превращается в войну, война — в мир»). В гносеологии Маоизм присущ эмпиризм, обосновывающий узкоутилитарный подход к пониманию практики как лишь непосредственного физического участия индивида в производственной или политической деятельности. Маоизм упрощает проблемы познания, принижает теоретическое мышление и его познавательной возможности и одновременно сужает сферу общественной практики.
В понимании критерия истины Маоизм смыкается с прагматизмом, утверждая: «вообще говоря, то, что завершается успехом, правильно, а то, что терпит неудачу, ошибочно» (Мао Цзэ-дун, Четыре работы по философии, Пекин, 1968, с. 195).
Для теории и практики Маоизм характерны резкие колебания то в сторону крайне «левого» экстремизма и волюнтаризма, то правого реформизма. Субъективизм Маоизм четко выявляется в тезисе о «необходимости постоянно создавать противоречия», что в политике находит выражение в непрерывном поддержании обстановки напряжённости внутри общества, а также в стремлении решать любые хозяйственные, политические и культурные проблемы путём организации сменяющих друг друга массовых кампаний запугивания населения «внешней угрозой», чистками и так далее.
В 1958 Мао Цзэ-дун выдвинул курс «трёх красных знамён» — новая «генеральная линия», «большой скачок» и «народная коммуна». Проведение этой политики привело страну к экономическому кризису. Потребовалось более пятилетия, чтобы восстановить уровень экономики, существовавший до начала «большого скачка». Во внешней политике в этот период маоисты начали открытые нападки на Советский Союз и серьёзно подорвали советско-китайские отношения, развернули раскольническую деятельность в международном коммунистическом движении, организовали военные столкновения с соседними странами и предприняли целый ряд других авантюристических акций на мировой арене. На 9-м и 10-м съездах КПК антисоветизм был поднят на уровень партийной и государственной доктрины, а СССР клеветнически объявлен главным врагом Китая. Маоизм пытается обосновать политику злобного антисоветизма надуманными утверждениями о существовании «непримиримых принципиальных разногласий» между КНР и СССР. В действительности подлинным источником антисоветизма является идеология великоханьского шовинизма, которая, естественно, приходит в столкновение с принципами пролетарского интернационализма, отстаиваемыми КПСС и другими марксистско-ленинскими партиями. Антисоветизм используется маоистами и как средство оправдания своей политики милитаризации и отвлечения внимания трудящихся от серьёзных внутренних трудностей и нерешенных проблем. Маоизм распространяет клевету о реставрации капитализма в социалистических странах, отрицает существование мировой социалистической системы.
Маоизм стремится сохранить очаги международной напряжённости, сорвать усилия социалистических стран и всех миролюбивых сил по их ликвидации, блокировать борьбу народов мира за расширение сферы разрядки и распространение её на все континенты, утверждение принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем.
Генеральной линии международного коммунистического движения по коренным вопросам мирового развития Маоизм противопоставляет свои авантюристические позиции. Маоисты исходят из неизбежности мировой войны, рассматривая её как средство «оздоровления человечества», как источник мировой революции.
Для подкрепления своих гегемонистских притязаний на лидерство в «третьем мире» маоисты пытаются доказать, что центр революционного движения переместился в зону национально-освободительного движения, так как якобы социалистические страны «переродились», а рабочий класс развитых капиталистических стран «обуржуазился» и утратил революционность.
Свидетельством полного разрыва маоистов с пролетарским классовым подходом в области внешней политики и принципами социалистического интернационализма является проповедуемая ими теория «борьбы против гегемонии двух сверхдержав».
На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 большинство делегаций охарактеризовало Маоизм как опасное антимарксистское течение, которое своими подрывными действиями и политикой антисоветизма объективно играет роль пособника империализма и антикоммунизма.
Маоизм создаёт серьёзные преграды строительству социализма, ведёт к его деформации и ставит под угрозу социалистические завоевания китайских трудящихся, препятствует решению коренных социально-экономических проблем, порождает одну за другой кризисные ситуации в стране, дискредитирует научный социализм.
Маоизм стремится расколоть мировое коммунистическое движение, антиимпериалистический фронт народов. Для этих целей используются и возникшие в некоторых странах группки приверженцев Маоизм Однако практически эти группки находятся в изоляции от революционного рабочего движения и чаще всего распадаются.
Как антинаучное, противоречащее закономерностям общественного развития течение, Маоизм бесперспективен.
Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, Маоизм, 1971; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, Маоизм, 1969; Видаль Ж.-Э., Куда ведет Китай группа Мао Цзэ-дуна, перевод с французского, Маоизм, 1967; Владимиров О. Е., Рязанцев В. И., Страницы политической биографии Мао Цзэ-дуна, 2 изд., Маоизм, 1973; Опасный курс. Сборник, в. 1—4, Маоизм, 1969—73; Алтайский Маоизм, Георгиев В., Антимарксистская сущность философских взглядов Мао Цзэ-дуна, Маоизм, 1969; Маоизм глазами коммунистов. [Сборник статей], Маоизм, 1969: Маоизм без маски. Сборник статей, Маоизм, 1970; Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна, Маоизм, 1970; Румянцев А. Маоизм, Истоки и эволюция «идей Мао Цзэ-дуна». (Об антимарксистской сущности маоизма), Маоизм, 1972; Критика теоретических основ маоизма, Маоизм, 1973.
Маоизм Л. Алтайский.
Последний раз редактировалось: Виктор Макаров (Ср Окт 17, 2012 8:32 pm), всего редактировалось 5 раз(а)