нарастал в течение четырех поколений, все же память о некоторых из тех, кто
спит под ними, благоговейно почитается и поныне. Правда, на самом большом и
для любителя старины наиболее интересном надгробии, где изображен
доблестный рыцарь со шлемом и щитом, закрывающим грудь, герб на щите
изгладило время, и несколько полустершихся букв, к удовольствию пытающегося
разобрать надпись, можно прочесть и как "Dns. Johan... de Hamel" и как
"Johan... de Lamel". Правда и то, что о другом памятнике, изобилующем
скульптурными украшениями - орнаментированным крестом, митрой и пасторским
посохом, - предание утверждает лишь то, что под ним погребен некий
безымянный епископ. Но зато на двух других находящихся рядом плитах можно
прочесть изложенную нескладной прозой и еще более нескладной поэзией
историю покоящихся под ними. Как говорят эпитафии, они были из гонимых
пресвитериан, судьба которых - одна из грустных страниц истории времен
Карла II и его преемника на престоле. Возвращаясь после битвы у
Пентлендских холмов, горстка повстанцев подверглась в этой долине нападению
со стороны небольшого отряда королевских войск, и трое или четверо из них
были убиты в стычке или, попав в плен, расстреляны как мятежники,
захваченные с оружием в руках. Могилы этих жертв прелатизма все еще
почитаются крестьянами не в пример больше, чем самые богатые памятники.
Обращая на них внимание своих сыновей и рассказывая им о судьбе
страдальцев, они обыкновенно заканчивают следующим увещанием: если
потребуют обстоятельства, стоять насмерть, как их славные предки, за
священное дело гражданской и религиозной свободы.
Вальтер Скотт. Пуритане (1816 г.)
Весть реформации сегодня
Должна проникнуть в темный мир,
Срывая людям цепи бремя
И призывая к Богу сил
Развейте знамя реформации!
Пусть полыхает на ветру!
На нем есть герб Христовой нации,
Идущей в вышнюю страну.
И эта весть преуспевает,
Яснее слышен ее глас
И на пути тьму рассевает,
Огонь любви вселяет в нас.
Вы, братья, что на этой тропке
Вот, вот вы сели отдохнуть,
Воспряньте и колен не гните,
Враг может вас так обмануть.
И если эту жизнь придется
Отдать победе, не беда,
От Бога снова жизнь вернется,
Победа Божья дорога.
Русскоязычная версия
"Гимна Реформации" (21 в.) - по ссылке
можно прослушать аудиоверсию
БСЭ о Реформации
Википедия о Реформации
Некий сайт о Реформации
Впрочем, полагаю, что каждый образованный россиянин хотя бы в общих чертах имеет верное представление об очень важном историческом общественно-идеологическом процессе - европейской Реформации конца 15 - начала 17 веков. Трудно себе представить крушение феодализма и победу капитализма в Европе без предшествующей этому Реформации.
В свою очередь предшественником Реформации являлись, как известно, средневековые ереси. Вот что пишет по этому поводу БСЭ в своей статье о ересях:
Однако обратим свой взор на российскую историю.В Западной и Центральной Европе Ереси приобрели широкое распространение, став важным фактором общественной жизни со 2-й половины 11 в., в связи с ростом городов. Развитие товарного производства, требовавшего от производителя энергии и инициативы, пробуждало известную критичность и независимость мышления. Развитию идейной оппозиции феодализму способствовал также рост самосознания и общественной активности средневековых горожан, порожденный освободительной борьбой городских коммун. Развитие товарно-денежных отношений в деревне вело и здесь к резкому обострению феодальных противоречий и создавало почву для вовлечения крестьянства в потоки еретических движений. Основные Ереси средневековья были городские Ереси (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Районами наибольшего распространения Ереси были области интенсивного городского развития: Северная Италия, Фландрия, Южная Франция. Главный объект нападок еретиков - богатство церкви, которому противопоставлялся идеал «апостольской бедности». Эта черта особенно ярко проявилась у вальденсов, апостоликов. Идеал общего равенства в нищете был реакцией против вопиющего феодального неравенства. Бессилие устранить царящее зло порождало дуалистические доктрины восходивших к богомильству Ереси (катары, альбигойцы), отвергавших «мир» - собственность, государство, церковь - как творение дьявола. С 12 в. возродились хилиастические настроения (вера в тысячелетнее «царство божье» на земле). Хилиазм пытался в рамках религиозного мировоззрения сконструировать какой-то позитивный идеал в будущем: большое влияние имели идеи Иоахима Флорского, получившие в 13-14 вв. значительное распространение в радикально-еретических кругах. Но только Дольчино в начале 14 в. удалось преодолеть свойственную хилиазму пассивность и соединить хилиастический идеал с открытым крестьянским восстанием против церкви и феодалов. Так возникала крестьянско-плебейская Ереси, которая почти всегда соединялась с восстанием. В крестьянско-плебейской Ереси идея абстрактного равенства сынов божьих заменялась идеей социального равенства и даже частично равенства имуществ (лолларды и Джон Болл в Англии 14 в., табориты в гуситском революционном движении в Чехии 15 в.). В отличие от крестьянско-плебейской Ереси, бюргерская Ереси не покушалась на устои феодального порядка и ограничивалась нападками на феодальную церковь. Она требовала удешевления церкви, упразднения замкнутого сословия духовенства, секуляризации церковных богатств, упрощения культа, ликвидации политической власти папы и католической церкви вообще. Бюргерская Ереси ярко воплотилась в учениях Арнольда Брешианского в Италии 12 в., Уиклифа в Англии 14 в., Гуса и чашников в Чехии 15 в. Обострение общественной борьбы и политическая активизация масс привели к открытому конфликту между бюргерской Ереси и крестьянско-плебейской, что ярко проявилось в гуситском движении. Бюргерская Ереси явилась непосредственной предшественницей бюргерской церковно-реформационной идеологии 16 в. (см. ст. Реформация), а крестьянско-плебейская Ереси - предшественницей идеологии революционных масс в ранних буржуазных революциях 16-17 вв. в Германии, Нидерландах, Англии. Значение еретического движения в целом в истории западного средневековья очень велико; Ереси подрывали основы феодализма. По мере развития собственно политической формы борьбы Ереси, в которых общественные отношения и задачи классовой борьбы прикрывались религиозным облачением, мешая прояснению классового сознания угнетённых, становились тормозом освободительного движения масс.
Большинство известной мне историографии не относят нашу страну к числу тех стран, где проходила Реформация. БСЭ в своей статье о Реформации не говорит ни слова о России, а Википедия и Некий сайт о Реформации (ссылки на все три источника см. выше) публикуют один и тот же текст о том, что якобы реформационное движение в нашей стране имело исключительно привнесённый характер и распространено было только в среде проживающих на территории России немногочисленных выходцев из европейских стран.
В то же время историки не отрицают существования в средневековой Руси/России многочисленных ересей. Вот что пишет по этому поводу БСЭ в соответствующей статье:
И всё же можно ли считать средневековые ереси Руси/России частью международного реформационного процесса? Если вдуматься в содержание вопроса, то полагаю, что да. Такого же мнения очевидно придерживался и ныне покойный советский историк и религовед Александр Клибанов, издавший в 1960 г. книгу "Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в.".Первой Е., возникшей в русских городах, было движение стригольников (середина 14 - 1-я половина 15 вв.) в Новгороде и Пскове. Происхождение названия этой Е. не установлено. Некоторые связывают его с ремесленными специальностями (стрижка сукна, цирюльничество), другие - с особым обрядом посвящения (специфическая стрижка). Активными участниками движения стригольников были посадские люди и низшее духовенство. Они отвергали всю церковную иерархию и монашество, весь «чин священнический», который поставлялся за деньги, «по мзде», таинство «священства», а также таинства причащения, покаяния, крещения, исполнение которых сопровождалось большими поборами в пользу духовенства. Обличая продажность попов, их пороки и невежество, они требовали права религиозной проповеди для мирян. В проповедях стригольников проступали и социальные мотивы, в них порицались богачи за порабощение свободных людей. Церковь жестоко расправилась с руководителями стригольников. Однако их учение продолжало бытовать в Новгороде, Пскове, а также в Твери, где в поддержку стригольников выступили епископы Федор Добрый и Евфимий Вислень.
Новый подъём еретического движения в России наблюдался в конце 15 в. Его центром был по-прежнему Новгород. Иосиф Волоцкий называл основателем этого вида Е. некоего «жидовина Схарию», приехавшего в 1471 в Новгород из Литвы, а самих еретиков «жидовомудрствующими», произвольно вменяя им приверженность к иудаизму. Наименование новгородско-московских еретиков конца 15 - начала 16 вв. «жидовствующими», бытовавшее в дореволюционной литературе, отвергнуто советскими историками. Основной контингент новгородских еретиков составляли горожане, возглавляемые низшим духовенством. Идеологами движения были священники Денис и Алексей. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церковную иерархию и обряды. Среди них проявлялись иконоборческие настроения, а некоторые придерживались антитринитарских взглядов (см. Антитринитарии), подвергая критике с рационалистических позиций основной догмат православия о троичности божества.
В конце 15 - начале 16 вв. еретическое движение распространилось на Москву. Здесь около середины 80-х гг. 15 в. сложился кружок во главе с Федором Курицыным. Московская Е. носила более светский характер, чем новгородская. В ней участвовали Елена Стефановна, сноха Ивана III, представители государственного аппарата (некоторые дьяки), купечества, профессиональные переписчики книг. Для московского кружка характерен интерес к гуманистическим идеям. В своих произведениях («Лаодокийское послание», «Написание о грамоте») Ф. Курицын проводит мысль о свободе воли («самовластии души»), достигаемой путём образования, грамотности. Новгородско - московские еретики поддерживали великокняжескую власть против феодальной раздробленности, выступали за секуляризацию церковных земель. Но боязнь распространения еретических идей среди народных масс и нужда в поддержке со стороны церкви в осуществлении внешнеполитических планов заставили великокняжескую власть отказаться от своих секуляризационных намерений и объединиться с церковниками. Против еретиков объединились и нестяжатели, и иосифляне. Борьбу возглавил Иосиф Волоцкий, написавший ряд обличительных сочинений; жестоким гонителем еретиков был новгородский архиепископ Геннадий. Были казнены вожди новгородских стригольников Карп и Никита, погиб в темнице псковский монах Захар, низложены епископы Федор Добрый и Евфимий Вислень, изгнан из Ростова Маркиан, а Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплёв и Иван Максимов были сожжены. По соборным приговорам 1490, 1494, 1504 сжигались и уничтожались книги еретиков. Репрессии начала 16 в. привели к ослаблению Е. Однако вместе с тем в начале 16 в. шёл процесс самоопределения еретиков по социальному составу. Продолжавшиеся в условиях конспирации еретические проповеди вызывали бурный протест со стороны апологетов воинствующего православия. Иосиф Волоцкий в 1511 писал великому московскому князю Василию III Ивановичу о том, что от еретических учений может погибнуть всё православное христианство.
Наибольшего развития Е. в России получили в середине 16 в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Северной Двине. Впервые в еретическом движении наряду с горожанами, низшим духовенством, отдельными представителями дворянства приняли участие и крестьяне. Подъём движения в середине 16 в. был вызван глубокими сдвигами в социально-экономической и политической жизни страны. В обстановке городских восстаний и выступлений крестьян в деревне внутри движения наметилось размежевание на течения среди демократических слоев города и крестьянско-плебейское течение. Идеологом последнего выступил Феодосий Косой. Для созданного им «нового учения» характерны ярко выраженный антитринитаризм и радикализм социальных выводов: отрицались не только феодальная церковь с её иерархией, догматами и обрядами, но и вся система феодального господства и подчинения. Феодосии Косой выступал против войн и провозглашал равенство всех народов. Он отвергал авторитет церкви и выдвигал учение о «разуме духовном», противостоящем «человеческим преданиям», о «боге живых» и православном «боге мертвых». Ф. Косой считал «спасение» человека делом его собственных рук и отказывал богу в спасительной жертве. Он объявлял религию внутренним миром человека. Е. Феодосия Косого была вершиной русской еретической мысли. Официальные власти ополчились против Косого, но он избежал казни, укрывшись в Польше. Защиту интересов горожан взял на себя один из наиболее дальновидных представителей дворянства 16 в. - Матвей Баткин, также придерживавшийся антитринитарских взглядов, но более умеренный в социальных выводах. Анализируя Евангелия, Башкин отверг догмат о троице и признавал Христа простым человеком. Вследствие этого Башкин считал иконы подобными идолам и призывал заменить церковное покаяние отказом делать дурные дела. По доносу попа его схватили и заточили в монастырь. Новые веяния затронули даже писателей и деятелей культуры, далёких от того, чтобы сомневаться в догматах (И. С. Пересветов, Иван Федоров, Петр Мстиславец и др.). Подъём середины 16 в. был бурным, но кратковременным. Воинствующие церковники при поддержке государственной власти подвергли вольнодумцев жестоким преследованиям. В 50-х гг. по инициативе митрополита Макария проводятся церковные соборы. Многие еретики были заключены в Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и др. монастыри или казнены во время опричнины. Этот разгром губительно сказался на дальнейшем развитии русской общественной мысли и культуры (выделено мной - Виктор Макаров). С именами еретиков связаны выдающиеся памятники права и всемирной истории(труды Ивана-Волка Курицына и Ивана Чёрного). Крупный вклад внесли они в создание демократического русского языка и грамотности. Е. дали толчок мощному культурному движению, в котором проходило самоопределение русской гуманистической мысли. В начале 18 в. основной комплекс идей, выработанных в середине 16 в., в том числе и антитринитарских, встречается в учении Дмитрия Тверитинова. С развитием капиталистических элементов Е. стали вырождаться в религиозное сектантство.
Меж тем, как мы видели выше, господствующей тенденцией современной российской историографии (да и советской во многом тоже) является непризнание реформационного характера русских средневековых ересей. Т. е. нам говорят, что никакой Реформации в России не было вообще. В некоторых случаях, правда, говорят так: в России началось реформационное движение, но быстро захлебнулось и сошло на нет в результате малой доли городского населения, низкой степени развития капиталистических отношений и жёсткой репрессивной политики официальной церкви и царской власти.
Однако не только историк Клибанов полагает, что реформационное движение в России всё же имело место быть. Такой же точки зрения придерживаются и представители радикального крыла международной протестантской Церкви адвентистов седьмого дня (церковь эта в России давно именуется враждебными ей источниками сектой "субботников" или "жидовствующих"). В связи с этим предлагаю просмотреть следующий документальный фильм (точнее первую его часть):
Текстовая версия первой части фильма
Во второй, не менее интересной, части этого фильма, заканчивающейся вообще замечательной фразой, его авторы развивают повествование о развитии реформационного движения в России вплоть до сегодняшнего дня:
Последний раз редактировалось: Виктор Макаров (Вс Фев 17, 2013 9:25 pm), всего редактировалось 5 раз(а)