В статье "Логика социальных сетей, разложение и задачи коммунистов"
https://revfront.forum2x2.ru/t1564-topic#21826 я указывал, что деградация сознания, слабая способность к восприятию серьёзных объёмных материалов возникает далеко не только от характера информационного поля. Слабоумие огромного числа россиян возникло не столько от того, что они перегружены информацией, сколько от того, что им информация не нужна. В современном обществе роль знания и идеологии опустилась очень сильно.
Знание обесценилось потому, что образование во-многом стало формальным процессом, трудоустройство ведётся во многих случаях или случайным образом, или по корочке (не важно как ты её получил) или, если речь идёт о неплохо оплачиваемых местах через связи.
Идеология также в значительной части широких массах потеряла способность к самодвижению. Это происходит постольку, поскольку империализм, с одной стороны, корпоративный дух в ряде профессий (полиция, отчасти медицина), с другой стороны, требуют идейного оправдания своей группы. В таких условиях всякое сомнение, всякое свободное движение идеологии карается, или по крайней мере, оказывается в изоляции, слабом меньшинстве. Попробуйте в официальном информационном поле развить идеологию, которая хоть сколько-то покусится на патриотизм?
При этом положение РФ как реакционной страны (провозгласившей своей внешней политикой поддержание стабильности, т.е. диктатур), как империалистической страны, причём страны не инновационной, накладывается на период внутренней реакции. И это при том, что в РФ крупные слои населения
а) причастны к империализму (нужна ли работникам "сухого" информация о том, кого бомбят его самолёты, правда о Сирии, Асаде, ИГ, ССА?, нужна ли нефтянику правда о том, как перераспределяется добавленная стоимость в мире с помощью монополизированных ресурсов? нужна ли охраннику "Азота" информация о том, как российский империализм подорвал химическую промышленность Украины? )
б) находятся на иждивении государства
в) разложены и люмпенизированы
г) имеют доступ к средствам распространения информации несмотря на свою социальную незрелость
д) имеют тем большее влияние на средства коммуникации, чем они более материально обеспечены, чем больше связаны с империализмом или привилегированными группами в обществе.
В таких условиях информация и идеология становятся для части общества по-большей части знаком идентификации, символом принадлежности к группе, культурной базой, набором кодификации для общения в рамках некой группы... Излагаемые мысли, слоями и личностями подвергшимися умственному расслаблению, вообще практически перестают самоценно рассматриваться, не оцениваются как верное или неверное отражение действительности, а рассматриваются в рамках соответствия групповым интересам, неким более общим, принятым установкам.
В таких условиях говорить о "ёжиках в тумане" значит ориентироваться на заведомо враждебную, разложенческую среду. Это не "ежики в тумане", а ловцы рыб в мутной воде.
Вместо того, чтобы искать в России восходящие части общества, автор предлагает ориентироваться на нисходящее тухнущее болото. Что такое эти восходящие части общества?
Это такие части, которые чем-то побуждены к какому-то прогрессу. Это могут быть научные группы (причём разных научных направлений), которые заинтересованы в знании, поскольку это и есть их жизнь, для них знание может быть самоценным и обладать самодвижением. Это могут быть группы инженеров, которые внедряют какие-то новые технологии, для них также знание должно быть ценно, и они не должны быть столь чванливы, поскольку ощущают отставание РФ. Это могут быть те редкие по сегодняшнем дням студенты, которые относятся добросовестно к учёбе и связаны с трудовыми слоями. Это могут быть группы мелких и средних буржуа, которые сумели чего-то добиться в рамках капитализма, но дальнейшее их движение остановлено госмонополистическим капиталом. Такие люди, конечно будут воспринимать идеологию с т.з. своих классовых интересов, но относительно они способны к восприятию её самоценно. И конечно, это группы пролетариата развивающихся отраслей, пролетарии, вынужденные к борьбе, пролетарская угнетённая молодёжь, мигранты-пролетарии стремящиеся стать полноправными членами общества и т.д.
Для этих слоёв информация ценна именно как руководство к действию, а не как один из способов размягчение мозга.
Более того, консервативная система образования, наличие некоторых сектантских (в хорошем смысла) традиций в обществе, формирует почти у всех россиян способность к восприятию объёмных материалов. Да, в школе, конечно, далеко не все прочли "Войну и мир", но что-то большее чем 10 стр. прочли все.
Собственно говоря, именно для групп из восходящего направления имеет значение перегрузка информацией, потому, что только они и работают с информацией в действительности, просмотр же весёлых картинок в Одноклассниках или ВК, или нравоучительных цитат, а также современное телевидение вообще нельзя отнести к получению информации по-существу.
Но эти люди, более-менее научились и так справляться: гипертекст и структурированные материалы - не изобретение "Пожирателей реакции". Нам же как раз нужно научиться доносить восходящим группам коммунистическую идеологию развитую применительно к современности, актуализированную относительно текущих процессов.
В тоже время, слово сегодня обесценилось. Появление большого числа людей способного говорить и писать, полное подчинение идеологии текущим интересам, о чём я писал выше, афёра на афёре, обман на обмане, привели к тому, что словам мало кто верит. А это означает, что мало ориентироваться на восходящие силы, на восходящие слои пролетариата, нужно показать им: обращаются люди не только слова, но и дела.