А культура - это прежде всего:
1) искусство (центральным понятием для которого является понятие образа)
2) определённые образцы отношения человека к окружающему миру (в частности образцы отношений внутри человеческого общества).
Спасибо за ссылку на статью об художественном образе. Благодаря ей я несколько пересмотрел и уточнил свои подходы.
Действительно, в этой теме стоит обсуждать только ту культуру, которая так или иначе создаёт художественные образы. Я бы вообще предложил переименовать раздел в "Художественную культуру", чтобы не возникало путаницы. Сейчас пересмотрел содержание темы "что такое культура" там такое предложение уже выдвигал, тов. Всегда.
Литература против кино? Изображение против интерактивные системы? А какая связь всей этой совокупности с культурой? Бредятина какая-то...
Причём бредятина ДЛЯ ВАС ЗАКОНОМЕРНАЯ. Потому что ваше представление о культуре подразумевает, что культурой являются все подряд нематериальные результаты умственной деятельности человека. Пёрнул в видеокамеру - это уже фильм. Нарисовал мышкой в пейнтбраше три линии - уже картина. Написал что-либо здесь на форуме - уже произведение литературы. Меж тем как всё это вместе взятое под видом культуры есть ни что иное как болезнь вашего мозга.
Я согласен, что к художественной культуре произведения нематериальной деятельности человека относятся в той мере, в которой в них созданы, развиты художественные образы.
Художественные образы имеют различную форму, различный "строительный материал" из которого художник эти образы складывает.
Писатель, поэт складывает образы из слов! Из слов как из символов передающих абстрактные понятия и представления.
Виктор Макаров пишет:При этом литература и по сей день остаётся наиболее глубоким видом искусства, т. к. кодированная информация (при помощи графических символов, которые мы называем буквами) является наиболее полной.
Как раз таки наоборот! Литература остаётся высшей и полезнейшей формой творчества не в силу её полноты изобразительных средств, а наоборот в силу скупости "строительного материала"!
В отличие от театра, кино, графики, скульптуру литература все художественные образы должна передать используя ТОЛЬКО слова как символы понятий и представлений. И именно этим она и высока. Высока тем, что она выражает в большей мере исключительно человеческую способность к мышлению абстракциями.
Литература развивает абстрактное мышление.
Тогда как кинематография и спектакли на ряду со словами (авторским текстом или же словами героев) использует образы чувственного восприятия, зрительные, звуковые.
С одной стороны такой "строительный материал" разнообразнее и, видимо, позволяет сильнее вызвать более глубокие эмоциональные восприятия. Но в целом это искусство ниже, потому что проще, в меньшей степени задействует абстрактное мышление.
И в этом проблема. Кинематограф и театр используя зрительные и звуковые образы наряду с языковыми легче воспринимаются, оказывают большее эмоциональное воздействие.
Читая книгу, личность проделывает определённую работу по переводу слов-символов в чувственные представления, работу по превращению абстрактных слов в конкретные для себя чувственные представления. При просмотре фильма такой работу не требуется.
При этом самостоятельны просмотр фильма/мультфильма возможен ещё до того, как возможно самостоятельное прочтение книги.
Что должно заставить перейти человека к более высоким формам культуры?
Вот, что означало моё противопоставление. Противопоставление более высоких и более низких форм художественной культуры.
Теперь, я хочу сказать, почему я причисляю компьютерные игры к художественной культуре.
Многие компьютерные игры (хотя и не все) создают художественные образы. Или, Вы, Виктор Макаров будете это оспаривать? Если потребуется, я могу привести ряд компьютерных игр, в которых присутствуют хорошо развитые художественные образы.
Конкретно компьютерная игра, имхо, часто является явлением некой духовной наркомании. Кто-то употребляет стандартные наркотики (алкоголь, более тяжёлые средства), развлекая своё сознание на физиологическом уровне. Кто-то играет в компьютерные игры, развлекая своё сознание на чисто психологическом уровне. Корень один у этих явлений - в массе своей уход от применения своего сознания в целях преобразования окружающего мира. Наркомания есть социальная болезнь. Она развита в обществах периода своего упадка. И нечего выдавать явление наркомании за культуру. Это не культура, а уход от неё. В компьютерных играх (также как при принятии стандартных наркотиков) человек не ищет отражений действительности (образов, составляющих суть искусства) или образцов для подражания (культура в широком смысле).
Широкие массы сейчас тоже нередко обращаются к литературной продукции, правда низкого качества (фэнтази, ненаучная фантастика, боевики, детективы, женские романы и т. п.). Но больше смотрят кино.
А не кажется ли вам, что чтение и просмотр фильма тоже может быть формой такой "духовной наркомании", когда человек пытается уйти от реального мира?
А те, кто даже и кино не смотрят (предпочитая ему компьютерные игры) - те вообще не в теме (т. е. вне культурного поля).
Конечно, сознание людей, имеющих разную культурную базу, отличается сильно.
Во многом именно об этом я и хотел поговорить, открывая эту тему.
Дело-то всё в том, что, как мне кажется, кроме тех культурных форм что ещё совсем недавно конкурировали между собой, литература/кинематограф/театр/музыка и даже ком.игр Появляется что-то иное...
Появляется некая, я бы сказал, фрагментарная треш-культура.
Прежде чем развить эту мысль я хочу сделать ещё одно замечание.
Художественная культура, как я понимаю, нужна не только для познания жизни в художественных образах но и для общения с использованием этой культурной базы.
Например, общаешься с человеком, приходишь домой к нему и узнаёшь, что он уже неделю сидит дома и ничего не делает. Этому человеку можно сказать: "ну, ты и Обломов". И при наличие общей культурной базы это должно произвести некий эффект.
А если этой общей культурной базы нет? Тогда ты останешься непонятым.
Поскольку общий уровень культуры падает, а потребность в художесвтенных образах при общении имеется создаются всякого рода суррогаты.
А именно использование
мемов использование примитивных мини-комиксов и иных изображений, вкратце создающих художественный образ, использование клип-вставок (последнее кстати можно было наблюдать довольно часто пользователя нашего форума Сани Молдаванина, а картинки у Утренней Зведы и меня...).
Т.е. в отсутствии высокой литературной культуры, или хотя бы кинематографической молодёжь создаёт некий суррогат.
Поэтому я и разделил условно всю художественную культуру на три части:
Литература, культура слова, культура абстрактного мышления. Наиболее высокая культура.
Культура фильма, спектакля, музыки, скульптуры - культура которая привлекает кроме прочего чувсвтенное восприятие для создания художественных образов.
И мозаичная, эклектичная треш-культура, которая использует очень короткие, обрывочные образы, преимущественно в видео формате или формате изображения, имебщие высокое эмоциональное наполнение.
Компьютерные игры я бы поставил в промежутке между второй и третьей частью.
Что должно заставить человека двигаться вверх по этой "лестнице"?