Herbert Maridze пишет:
> Китай и будущее мировой капиталистической экономики
>
> Миньци Ли
>
> Перевод Дмитрия Райдера
>
>
www.socialistproject.ca>
> В связи с празднованием 60-й годовщины образования Китайской Народной Республики в эти дни появилось особенно много публикаций, посвященным "социализму с китайской спецификой". Представляем одну из них вниманию наших читателей
>
> Подъем Китая в качестве основного игрока капиталистической мировой экономики может стать одним из самых значительных событий первой половины двадцать первого века. После более двух десятилетий неизменно быстрого экономического роста Китаю в настоящее время принадлежит если учитывать паритет покупательной способности 12% мирового производства, и он выступает в качестве второй по величине экономики в мире. Китай превратился в центр мирового промышленного экспорта и играет важную роль в финансировании дефицита текущего счета США.
>
> Некоторые считают, что он может занять место США и стать новым гегемоном. Иштван Месарош в своем интервью выразил надежду на то, что "Китай является силой, которая может оказать сопротивление нынешнему американскому господству".
>
> В связи со всем этим возникают вопросы. Во-первых, о том, как китайские внутренние социально-экономические отношения и классовая структура развивались последние четверть века. Во-вторых, такой вопрос: каким образом растущее значение Китая в капиталистической мировой экономике скажется на сегодняшнем и будущем функционировании существующей мировой системы? В-третьих, есть вопрос и о том, в какой степени трансформация Китая в настоящее время может подготовить условия для дальнейших революционных преобразований, как в самой стране, так и в остальном мире.
>
> Капиталистическое развитие в Китае
>
> За последнюю четверть века, в последовательной классовой борьбе, китайские рабочие и крестьяне в значительной степени потеряли обширные социальные и экономические права, которыми они обладали в годы маоистского революционного социализма, а социально-экономическая система Китая претерпела кардинальные изменения. На государственный сектор теперь приходится не более одной трети национального производства, а работники государственного сектора в значительной степени сведены к положению наемных работников под постоянной угрозой безработицы. В остальной части экономики преобладают производство для получения прибыли и отношения наемного труда. Тот факт, что китайское правительство вводит "политическое регулирование", которое обеспечивает "эту абсурдно дешевую рабочую силу", не делает китайскую экономику менее капиталистической. Наоборот, это лишь свидетельствует о сотрудничестве между китайским государством и транснациональным капиталом и о политической слабости китайского рабочего класса в настоящий момент.
>
> Однако расширение китайского капитализма не лишено противоречий. Вообще-то оно даже может оказать весьма дестабилизирующее воздействие на существующую мировую систему в ближайшие десятилетия.
>
> Китай в центре глобальной капиталистической нестабильности
>
> Капиталистические "реформы" привели к росту неравенства в доходах и распределении благ и к абсолютному обнищанию среди широких слоев трудящихся. Поскольку реальные доходы трудящихся стагнируют, массовое потребление отстает от темпов экономического роста, и расширение китайской экономики стало все более зависимым от иностранных инвестиций и экспорта, особенно экспорта на рынки США.
>
> Китайская стратегия роста за счет экспорта значительно усилила мировое перепроизводство и повысила конкурентное давление на остальную периферию. Огромный избыток рабочей силы в Китае добавился к глобальной резервной армии труда, подорвав позицию рабочего класса во многих странах.
>
> Китай имеет решающее значение для азиатских экономик. Имея большой запас дешевой рабочей силы, он стал центром регионального экспортного накопления. Его валютные резервы отражают не только положительное сальдо торгового баланса, но и приток капитала из других азиатских экономик, таких, как японская, корейская, тайваньская и гонконгская. Центральный банк Китая, по сути, переправляет излишки сбережений Азии в долларовые активы.
>
> Когда китайский центральный банк аккумулирует валютные резервы, он генерирует денежную массу, ведущую к кредитному взрыву в банковском секторе, что, в свою очередь, приводит к спекулятивному инвестиционному буму и мыльным пузырям в поле собственности. Китайский инвестиционный бум не может быть устойчивым, поскольку он выливается в огромный избыток производственных мощностей и уже создал препятствия в обращении нескольких ключевых товаров, таких, как продовольствие и нефть, поднимая на них цены. С учетом центральной роли Китая в азиатской модели экспорта, когда пузырь лопнет, он может обрушить не только китайскую экономику, но и экономики других азиатских стран, чей рост зависит от экспорта в Китай. С избыточными мощностями, которые оставит за собой лопнувший пузырь, глобальная экономика может столкнуться с дефляцией. В ином случае, если крупные центральные банки попытаются смягчить глобальную рецессию и свободную валютную политику, рост цен на нефть и продукты питания может привести к глобальной стагфляции.
>
> Социализм или варварство?
>
> С начала 1980-х годов под названием "рыночных реформ" в Китае последовательно внедрялась капиталистическая модель развития, основанная на эксплуатации широких масс трудящихся, господстве иностранного капитала и зависимости от экспорта на зарубежные рынки. Несмотря на быстрое развитие, такая модель вызвала растущие экономические, социальные и экологические противоречия. Даже если китайский капитализм сможет пережить разрушительные последствия глобального экономического кризиса, это будет незадолго до того, когда он столкнется с экологическими пределами накопления.
>
> Капиталистическое развитие в Китае вызвало поразительную социальную поляризацию, и все более широкие слои трудящихся страдают от абсолютного обнищания. Поскольку "рыночные реформы" продолжаются, социальная база капиталистического развития становится все более узкой. Рост общественных противоречий нашел отражение в идеологической сфере. Китайские интеллектуалы выступили, в той или иной степени, с критикой свободного рынка, капитализма и империалистического господства. Это контрастирует с идеологическими условиями в Восточной Европе и Китае до 1989 года, когда независимые интеллектуалы в подавляющем большинстве были под влиянием неолиберальных идей. Поскольку Китай переживает опыт быстрой индустриализации и урбанизации, его классовая структура существенно изменяется. Доля пролетарских и полупролетарских наемных работников в общей численности населения сильно возросла. Прошлый исторический опыт свидетельствует о том, что, когда степень пролетаризации возрастает, пролетарские и полупролетарские работники, как правило, требуют расширения спектра политических и социальных прав. Эти требования могут накладываться на растущее давление на режим накопления капитала в Китае.
>
> В будущем, если появившиеся антикапиталистические критически настроенные интеллектуалы смогут объединить силы с растущим сопротивлением китайского рабочего класса, то, возможно, не придется долго ждать того, что мощная революционная социалистическая сила вновь появится в Китае. С учетом огромной численности населения и территории страны, революционные изменения на китайской политической сцене могут иметь значительные глобальные последствия.