Эта рецензия не из тех, что пишут страстные поклонники фантастов, обвиняющие продюсеров, режиссёров и сценаристов в отступлении от канонов «Обитаемого Острова». Я буду рассматривать фильм как самоценный продукт, появившийся в ходе развития идей и тенденций заложенных в книге, адоптированных к современному обществу.
Сущность книги
По своей форме книга Стругацких – неплохой коммуно-фантастический продукт своего времени. Чего ещё может желать надзорный орган в СССР, если не рассказа о свержении фашистско-капиталистического строя на другой планете человеком победившего коммунизма? При таком лейтмотиве книги органы контроля не обратили внимания на отражение в произведении процессов загнивания в советском государстве (тем более что и сами были подвержены этим процессам).
А ведь, по сути, книга Стругацких – это протест против попытки управлять сознанием масс в СССР, это героизация невосприимчивого меньшинства, страдающего от жизни в современном ему обществе. И если у непроницательного советского читателя, должны были возникать ассоциации между Страной Отцов и Западом (на худой конец фашистской Германией), в котором, тоже должна непременно произойти революция, как и в царской России, то при более глубоком вдумчивом чтении и умении уловить подтекст, должны были возникнуть ассоциации с поздним СССР, в котором произошло отчуждение пролетариев от власти, а массы народа всё больше погрязали в мещанстве. Вывернутый на изнанку мир, всё население этой планеты, считающее, что их планета единственная во вселенной, и живущее внутри сферы головами «вовнутрь» – это и есть Советский союз. Он оказался в изоляции со стороны капиталистических стран, люди были вынуждены жить головой «вовнутрь» и вовсе не думать о мире, а считать СССР единственным местом на земле. Для советского человека той эпохи объяснения Максима, что «сюда можно прилететь и отсюда можно улететь» так же фантастичны как и для жителей Саракша. Выродки же – по Стругацким – это не что иное как свободомыслящие люди и диссиденты, у которых от гос. пропаганды «болела голова», и которые терпеть её не могли. А вот широкие массы СССР такая жизнь до определённого момента устраивала. Спокойная, в меру сытая, не требующая гражданской активности, именно от того роль масс в книге сведена к минимуму (в фильме она ещё меньше). Ведь не обездоленные жители Страны Отцов (которых там подавляющее большинство) свергают диктатуру, а один герой иноземец вместе с Государственным Прокурором.
Вот и получается, что книга эта – отражение диссидентского взгляда на СССР, оппозиционного, больше направленного на моральное состояние общества, нежели на материальное положение жителей.
Как бы в подтверждений наших слов в интервью РБК Бондарчук говорит: «империя в "Обитаемом острове" — это тоталитарное государство. И ставится классический вопрос о свободе и ответственности. Это касается и главного героя. У него особые способности. Он сильный человек. Но кто дал ему право использовать эту силу? Я вообще не понимаю, как в 60-е годы эту книгу пропустили в тираж. Это был явно антисоветский роман».
Сущность книги
По своей форме книга Стругацких – неплохой коммуно-фантастический продукт своего времени. Чего ещё может желать надзорный орган в СССР, если не рассказа о свержении фашистско-капиталистического строя на другой планете человеком победившего коммунизма? При таком лейтмотиве книги органы контроля не обратили внимания на отражение в произведении процессов загнивания в советском государстве (тем более что и сами были подвержены этим процессам).
А ведь, по сути, книга Стругацких – это протест против попытки управлять сознанием масс в СССР, это героизация невосприимчивого меньшинства, страдающего от жизни в современном ему обществе. И если у непроницательного советского читателя, должны были возникать ассоциации между Страной Отцов и Западом (на худой конец фашистской Германией), в котором, тоже должна непременно произойти революция, как и в царской России, то при более глубоком вдумчивом чтении и умении уловить подтекст, должны были возникнуть ассоциации с поздним СССР, в котором произошло отчуждение пролетариев от власти, а массы народа всё больше погрязали в мещанстве. Вывернутый на изнанку мир, всё население этой планеты, считающее, что их планета единственная во вселенной, и живущее внутри сферы головами «вовнутрь» – это и есть Советский союз. Он оказался в изоляции со стороны капиталистических стран, люди были вынуждены жить головой «вовнутрь» и вовсе не думать о мире, а считать СССР единственным местом на земле. Для советского человека той эпохи объяснения Максима, что «сюда можно прилететь и отсюда можно улететь» так же фантастичны как и для жителей Саракша. Выродки же – по Стругацким – это не что иное как свободомыслящие люди и диссиденты, у которых от гос. пропаганды «болела голова», и которые терпеть её не могли. А вот широкие массы СССР такая жизнь до определённого момента устраивала. Спокойная, в меру сытая, не требующая гражданской активности, именно от того роль масс в книге сведена к минимуму (в фильме она ещё меньше). Ведь не обездоленные жители Страны Отцов (которых там подавляющее большинство) свергают диктатуру, а один герой иноземец вместе с Государственным Прокурором.
Вот и получается, что книга эта – отражение диссидентского взгляда на СССР, оппозиционного, больше направленного на моральное состояние общества, нежели на материальное положение жителей.
Как бы в подтверждений наших слов в интервью РБК Бондарчук говорит: «империя в "Обитаемом острове" — это тоталитарное государство. И ставится классический вопрос о свободе и ответственности. Это касается и главного героя. У него особые способности. Он сильный человек. Но кто дал ему право использовать эту силу? Я вообще не понимаю, как в 60-е годы эту книгу пропустили в тираж. Это был явно антисоветский роман».