Просмотр - http://www.kino-mironline.ru/2014/02/the-lego-movie.html
Вольные каменщики против капиталистической реакции? ЛЕГО. ФИЛЬМ Рецензия
Вольные каменщики против капиталистической реакции? ЛЕГО. ФИЛЬМ Рецензия
Многие маленькие мальчики и маленькие девочки с детства готовятся стать масонами. Они, конечно, этого ещё не знают сами, но складывая кирпичик к кирпичику, блок к блоку, они проникаются духом ровной укладки, ясных архитектурных форм. Они – маленькие вольные каменщики, ведь редко кто мешает детям строить из Lego так, как подсказывает им вдохновение, творческое отражение действительности и развитие навыка.
Но что, если творчество, преобразование мира более невозможны? Что, если блоки будут склеены супер клеем? Да, жизнь и так не сахар, точнее сахар, но для тех, в чьём понятии нормально жить по инструкции, любить любой ресторан, любую еду, всем поддакивать и улыбаться, подпевать песенкам «Everything is Awesome» (традиционная западная бодяга про «одномерного человека» – в условиях империалистического подкупа левым на Западе сложнее направлять внимание на коренные противоречия труда и капитала). Собственно Эммет Блоковски – простой каменщик, тьфу ты, простой строитель, который очень хорошо адоптировался и стал даже более усреднённым, чем средний рабочий, «стал невидимкой». И вот, он живёт себе, живёт, со всеми вежлив, действует по инструкциям, а тем временем Президент Бизнес (он же Лорд Бизнес) сражается ни с кем-нибудь, а с Великими Мастерами. Великие мастера, они же - творческая интеллигенция, они же - оппозиция капитализму, они же - леваки (ну, и само собой, масоны в образе супергероев) очень творческие люди! Они - не то, что Эммет, они могут построить всё что угодно, лишь бы блоки были. Хочешь корабль? Фрегат готов! Хочешь ракету? Пожалуйста, шатл! Хочешь мотоцикл – и это можно! Но вот, незадача, они нифига не умеют работать сообща, оторваны от масс, ждут исполнения какого-то пророчества и постоянно проигрывают Лорду Бизнесу. Ну, а Лорд Бизнес в общем-то не так уж к ним и плохо относится – всё-таки плоть от плоти привилегированный класс. Сажает мастеров в башню - пускай себе умственно трудятся: пишут инструкции для масс про то, как, например, правильно руки мыть. Наверное, при просмотре таких фильмов Исав ёрзает в кресле, как и все интегрировавшиеся и ассимилированные властью леваки-контркультурщики в мире.
В общем, Великие Мастера ищут «блок сопротивления» от склеивания всех блоков, в т.ч. и лего-человечков (контркультурная интеллигенция ждёт чего-то, что спасёт её от реакции в обществе).
И вот, Эммет, простой строитель, находит колпачок от клея, он теперь способен закрутить всякую возможность полной реакции в обществе. Мастера принимают Эммета Блоковски за Избранного, одного из Великих Мастеров. Президент Бизнес отправляет Злого Копа и свою репрессивную машину на уничтожение зреющего восстания. Большинство вяжут на собрании. Оставшаяся часть Мастеров спасается бегством, теперь она вынуждена перейти под руководство Эммета. И Эммет продолжает заговорщическую тактику. Пока все ждут тако-вторника и не подозревают, что он обернётся тотальным склеиванием, тотальным закреплением существующих общественных отношений и всего способа производства, Эммет готовит проникновение в башню Лорда Бизнеса по инструкциям. Готовит, проникает – терпит поражение! Заговорщиков хватают, адская склейка начинается. Пока Президент Бизнес занят своим коварным планом по склейке всего и вся, башня должна самоуничтожиться и погрести под собой мастеров. Эммет привязан к батарейке, питающей систему самоуничтожения. Он раскачивается и бросается в бездну отчаяния, батарея отсоединяется, мастера спасены. Апостолы искупителя наконец-то понимают, что только обращение к массам способно что-то изменить! Впервые к массам обращаются как к возможным субъектам истории: «Внутри каждого из вас живёт подрыватель устоев, и я говорю буквально, подрывайте устои! Выходите за рамки! Крушите стены вокруг себя, создавайте лишь то, что под силу только вам! Защищайтесь, мы должны противостоять планам Президента Бизнеса. … Сегодняшний день вы запомните не как тако-вторник, вы запомните его как пятницу свободы (уж не отсылка ли к пятничным выступлениям во время арабской весны? – прим. автора)!»
И даже Злой Коп, брошенный Лордом Бизнесом погибать вместе с интеллигенцией в башне, переходит на сторону восстания (как любят о том мечтать некоторые наши левые в Москве).
Восстание в разгаре, массы творят, они собирают из подручных предметов боевые орудия. Воюют как могут с микро-менеджерами Бизнеса (летающими кубами с шлангами-манипуляторами, подобными осьминогам из «Матрицы»). Мусороуборочная машина с деталями от экскаватора превращается в летающий корабль, зажёвывающий микро-менджеров. Окружение улицы становится шагающим экзоскелетом. Поливальная машина становится орудием возмездия с бластерами. Кого-то склеивают, но многие продолжают сражаться. Эммет выпадает-таки на пол около игрового стола и становится простой игрушкой. Отец входит в подвал. Он видит, что юноша – сын, играл с его моделью города из лего. Он негодует: «Нет, нет, нет, нет, это же катастрофа. Всё, что ты видишь здесь перед собой, всё это создано твоим Отцом, и у каждой детали есть своё место». Отец берётся за клей, Президент Бизнес выпускает новую порцию микро-менеджеров. Восстание начинает захлёбываться, всё больше деталей склеивается, новое превращается в старое.
Отец забирает из рук Сына строителя-мессию, говоря: «сейчас мы отчистим этого беднягу рабочего». Сын сопротивляется: «Он - не бедняга рабочий, он – герой!»
- «Нет, не герой, самый обычный заурядный, средний рабочий. Я хочу поставить его туда, где ему самое место», - говорит Отец. Эммета хотят приклеить!
Наступил момент истины. Победит ли реакция?! Остановит ли творец развитие своего творения?! Неужели великий архитектор остановится, и здание вселенной станет неизменным навсегда?
И здесь творение обретает полное самодвижение. Эммет начинает двигаться вне стола! Сын отправляет его (свою проекцию) обратно в лего-мир, избранный-искупитель воскресает! Он вернулся в мир Великим Мастером. Уничтожая микроменеджеров, при поддержке друзей, Эммет забирается в офисную башню, встречается лицом к лицу с Лордом Бизнесом. И снова реакция берёт верх. Эммет приклеен к полу одной ногой. Только сила слова теперь может спасти! И Эммет говорит, чтобы Президент Бизнес увидел, что Творят люди. Бизнес поначалу отвечает, что это – хаос. Но Эммет не сдаётся: «Я вижу, как люди вдохновляются работой друг друга и вашей работой. Люди берут ваши изобретения и совершенствуют их. Превращают в нечто новое.»
Отец видит плоды творчества Сына, он понимает, что в этом есть своя красота и свой смысл.
- «Сын, это всё ты сделал?»
- «Они пытаются помешать применить Президенту Бизнесу ацкл (суперклей- прим. автора).»
- «Значит, Президент Бизнес плохой?» - вопрошает отец, сам, судя по виду и манерам, бизнесмен или менеджер верхнего звена.
- «А если бы этот строитель обратился к Президенту Бизнесу, чтобы он сказал?»
- «Вы вовсе не плохой, - говорит Эммет Президенту – вы не злодей, вы самый талантливый, самый интересный и необыкновенный человек во вселенной. И вы способны создавать потрясающие вещи, потому, что вы и есть избранный, как и я, как и все мы! Пророчество – выдумка, которая оказалась правдой, оно касается всех нас, а именно вас, и вы ещё можете всё изменить».
Сын примиряется с отцом, Президент Бизнес надевает заглушку на клей.
Ну и, в конце концов, у Президента Бизнеса оказывается противоядие от клея/отец бензином счищает клей.
В общем, классовый мир и социальная гармония в рамках реформированного капитализма, развитого гражданского общества.
Авторы фильма хотят уложить постпостмодернизм в рамки социального партнёрства, хотят направить поднимающуюся энергию масс на сотрудничество классов, но это невозможно. И в жизни, Президент Бизнес не достанет волшебную водичку, от которых воскреснут миллионы умерших в войнах, замученных в колониях и неоколониях, расстрелянных во время восстаний, умерших прежде времени от нищеты и тяжёлой работы. Значит, придётся отвечать по всей строгости. Максимум на что согласен капитал – на интегрированный бунт, бунт, направленный против конкурентов, либо на частичное кадровое омоложении, выпуск пара. Всё это не даст существенного общественного прогресса.
Юным масонам мы должны сказать, что неспроста Президент Бизнес всех хотел склеить, неспроста над миром нависла угроза тотальной консервации капитализма и отката. Капитализм монополизирован. Прошли те времена, когда конкуренция постоянно обновляла его, придавала ему огромные темпы развития. Конкуренты съели друг друга, а те, кто остался, не заинтересованы в творческом подходе ни к производству, ни тем более к общественным отношениям. Оставшимся монополистам нужно всё СКЕЛИТЬ, закрепить положение господства. Новые технологии, борющейся пролетариат мешают им – нужно закрепощение! Так, что, тут либо мы их, либо они нас. Путей высвобождения творческих сил масс при капитализме нет, и никакой Президент Бизнес, даже если он задастся такой целью, не сможет надолго и сколь-нибудь существенно открыть такие пути.
Сын не примирится с Отцом, «предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их».
Только революция сломает ограничения капитализма на творчество масс, производительное, социальное, культурное. Сама по себе революция, в смысле политического переворота, ещё не даст новых механизмов консолидации этого творчества, его развития и культивирования, такие механизмы (их зачатки) нужно будет искать в революции, но развивать их, создавать новые придётся после.