Что такое листовка? Листовка - вид печатной продукции, представляющий собой текст на одном листе. В отличие от других видов печатной продукции листовка посвящена какой-то одной теме.
Листовки очень разнятся и по способу донесения информации и по содержанию - потому можно дать советы только по изготовлению разных типов листовок, но не листовок вообще.
Листовки прежде всего делятся на агитационные и пропагандистские. Если говорить очень просто, то агитационные листовки призывают к какому-то действию, их текст наполнен конкретикой, а пропагандистские распространяют системы взглядов, идей. Кроме того можно выделить и обличительные листовки.Обличительные листовки стоят между агитационными и пропагандистскими. С одной стороны, они рассказывают о конкретных проблемах, с другой же не призывают непосредственно к действию. Их целью является освещение "тёмных углов" действительности.
Например листовки типа: "приходи на митинг", "бастуй", "голосуй за ...", "экспроприируй" - агитационные, а листовки типа: "коммунизм - это ...", "как вас эксплуатируют, что такое прибавочная стоимость", "Троцкий - основатель и вечный вдохновитель Красной армии", "ленинизм - марксизм эпохи империализма" - пропагандистские. Обличительные же листовки могут быть примерно такие: "мэр - украл полбюджета", "нам понизили зарплату, а хозяин купил новую ауди" и т.д.
Хорошая агитационная листовка всегда должна иметь в структуре текста следующие блоки:
0) Заголовок. Прочтя заголовок, коммуникант должен получить общее представление о теме листовки и заинтересоваться.
1) Обозначение проблемы и её важности. Коммуникант должен понять о какой проблеме конкретно речь, важно показать связь проблемы с его жизнью.
2) Более глубокое раскрытие проблемы, выявление её причин, виновников.
3) Пути решения проблемы, непосредственно призыв к действию.
4) Лозунги (может рассматриваться часть третьего блока, однако может отражать и общий смысл листовки)
Если листовка получилась большой, например А4 с двух сторон 9 шрифтом, то лучше после заголовка пустить лид. Лид это - элемент текста в сжатой форме передающий смысл всего последующего. Он должен окончательно заинтересовать коммуниканта, чтобы он решился потратить время на прочтение большой листовки.
После прочтения листовки человек должен иметь ответ на исконный вопрос "кто виноват, и что делать?"
Рассмотрим пример (каждый блок будет намечен лишь тезисно):
0) Долой полицейских убийц
1) Там-то и там-то полицейский убил невинного человека
2) Невинный сидел на лавке, а его огрели дубинкой: он скончался. Кто же набирает таких людей в полицию? Кто дал полиции всевластие? Почему убийца до сих пор на свободе? Почему полиция защищает только богатых, а простым людям либо не помогает, либо вредит? Потому, что государство - в руках богатых, а полиция - их инструмент. Потому они и позволяют ей зверствовать над бедными.
3) Нужно добиваться слома буржуазного государства, а пока оно существует нужно Посадить убийцу, уволить его начальников (а ещё лучше посадить тоже), а за полицией установить надзор. Чтобы этого добиться приходи на митинг у ГУВД тогда-то и тогда-то.
4)
Надзор полиции!
Виновников в тюрьму!
Долой полицию - кровавого пса режима!
Выходи на улицы туда-то и тогда-то.
После того, как текст написан, необходимо дать его на вычитку. Чем меньше будет грамматических ошибок, тем лучше. В том случае если листовка делается по поручению организации, необходимо представить её на одобрение (если имеется достаточно много времени).
Агитационные листовки, в отличие от пропагандистских могут существенно различаться по форме.
Какие основные формы могут быть:
1) Листовка-плакат. Такая листовка клеется на вертикальную поверхность. Как правило это - пригласительная листовка. Её отличает малое количество текста, крупные буквы. Она рассчитана то, что её содержание будет прочитана издалека. В ней все блоки сокращены до предела, могут совмещаться между собой.
Например:
НЕТ ПОВЫШЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ!
В этому году правительство дважды за полгода поднимает платежи!
Мы не желаем этого терпеть! Пусть платят богатые!
Долой правительство капиталистов!
Добьёмся отмены повышения и фиксации платежей!
Коммунальное хозяйство под контроль народа!
Митинг протеста состоится там-то и там-то во столько-то и столько-то
Причём в такой листовке чем важнее мысль, тем более крупным шрифтом она должна быть напечатана.
2) Листовка раздаточная. Такая листовка может распространяться перед проведением какого-то массового мероприятия. Она меньше, чем листовка-плакат. Может быть от А4, до А6, или даже А7.
Соответственно, чем больше печатная площадь, тем более подробно можно изложить каждый блок. В таких случаях лучше использовать обе стороны листа бумаги. Пропагандистские листовки по форме почти всегда являются раздаточными.
Оформление листовки играет важную роль
Логические блоки должны быть обозначены, абзацами/отступами/разделительными линиями. Наиболее важные места должны быть выделены или размером шрифта, или зажирнением, или курсивом, или цветом (если листовка цветная). Также листовка может включать в себя изображение. Каковы задачи изображения? Проиллюстрировать в зрительных образах идею листовки, возможно привлечь внимание. Изображение может выносится как отдельно от текста, либо может стоять за текстом.
Способы изготовления
В большинстве случаев, если тираж не превышает 300 экземпляров и не требует использования А3 или А2 нет смысла обращаться в типографию. Для изготовления такой листовки подойдёт и обычный лазерный (можно и струйный, но печатать будет дольше) принтер. Кроме того, такой способ изготовления не требует затрат времени и средств на пересылку листовок конкретным распространителям, либо требует меньше сил, т.к. принтеры сейчас имеют достаточно большую распространённость. Также этот метод и безопаснее, если вы печатаете листовку, содержание которой может быть расценено буржуазным государством, как нарушающее законодательство.
Если вы печатаете листовку меньшего формата, чем А4, то всегда можно распечатать несколько листовок на листе и прибегнуть к помощи ножниц, ножа или других режущих инструментов.
Если же вы решили печатать большой тираж, то следует изучить цены в разных типографиях, т.к. они могут существенно колебаться. Стоит попробовать обратиться в типографию через организационные или личные связи.
Выходные данные
Выходные данные стоит указывать тем полнее, чем более легальна листовка. Если листовка делается от организации, то естественно, должна быть указана организация, страница в интернете, пресс-служба, е-майл и т.д.
Вообще же желательно на листовке указать тираж, менее 999 экз. Тогда, она, по закону, не может считаться СМИ, а значит и все статьи кодексов относящиеся к СМИ вас не коснутся.