Статья в первом издании БСЭ о гомосексуальности. Кстати, там применяют слово не только "гомосексуалист", но и "гомосексуал":
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ (от греч.homos—оди-
наковый и латин. sexus—пол), противоесте-
ственное половое влечение к лицам собствен-
ного пола (в противоположность нормально-
му— гетеросексуальному). По М. Гиршфель-
ду, ок. 2% людей (чаще мужчины) страдает
Г. Г. встречается у всех рас, во всех классах,
у разных профессий; м. пр. гомосексуалиста-
ми были многие выдающиеся люди (Сократ,
Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.).
Г. встречается и у животных; так, например,
среди коз. По Фрейду, гомосексуализм яв-
ляется обязательной переходной «фазой» в
раннем детстве у всех людей. Важно знать,
что гомосексуальные тенденции не исключа-
ют и гетеросексуальных (это так наз. бисек-
суализм); у нек-рых гомосексуалистов имеет-
ся периодическое чередование тех и других
тенденций, причем у них могут встречаться
очень длительные фазы гетеросексуализма.
Очень широко толкуют явление Г. Фрейд,
Шильдер и другие: в дружбе между лица-
ми одного пола, в ревности их друг к дру-
гу они готовы видеть проявление гомосексу-
альных тенденций. Что касается сексуаль-
ных извращений, то таковые при Г. не ча-
ще, чем при гетеросексуализме; у мужчин
чаще встречаются мазохистские, у женщин,
особенно у тех, кто играет активную роль,
садистские наклонности. Довольно часто Г.
сопровождается трансвестизмом (см.).
Касаясь природы Г., надо сказать, что в
основном существуют 2 противоположных
точки зрения •—• экзогенная и эндогенная
(конституциональная). Согласно первой тео-
рии происхождение Г. связано исключитель-
но с внешними факторами—сексуальными
впечатлениями детства, дурным примером,
соблазнами, порожденными обстоятельства-
ми (жизнь в интернате, на корабле и пр.).
Однако, не отрицая значения указанных об-
стоятельств, необходимо иметь в виду, что
такого рода внешние условия существуют для
многих, а Г. наблюдается не больше чем у
2% населения. Конституциональную точку
зрения защищает Магнус Гиршфельд, ко-
торый расценивает Г. как врожденную ано-
малию, базируясь при этом на учении Штей-
наха о наличии двуполой «пубертатной же-
лезы». По Штейнаху, природа человека в
основе своей бисексуальна, пубертатная же-
леза по своей первоначальной природе гер-
мафродитична, дифференцировка пола име-
ет место лишь в периоде полового созрева-
ния, когда благодаря антагонизму гормонов
разного рода одни из них погибают: у гомо-
сексуалистов, «благодаря особому стечению
обстоятельств», те гормоны, к-рые подлежат
в нормальных условиях атрофии, наоборот,
побеждают,что и определяет влечение к соб-
ственному полу. Штейнах утверждает, что в
яичке гомосексуалов имеются особые про-
межуточные клетки, к-рые он назвал F-клет-
ки (F—feminin—женский); клетки эти вы-
зывают атрофию мужского гормона и обла-
дают феминизующим действием. Концепция
Штейнаха подверглась беспощадной критике
со стороны Штиве, опровергающего гормо-
нальное значение пубертатной железы, F-
клетки Штиве нашел и у вполне нормаль-
ных в сексуальном отношении субъектов.
Если приведенная здесь трактовка гомосек-
суализма в духе Штейнаха и подверглась су-
ровой критике, то идею о значении консти-
туционального фактора при Г. в наст, время
мало кто оспаривает. Фрейд связывает про-
исхождение Г. у лиц того и другого пола
с различными вариантами первоначальных
привязанностей ребенка к наиболее близким
людям (к матери, сестрам, отцу) и с образо-
ванием таких стойких либидинозных (поло-
вых в наиболее широком смысле) механиз-
мов, к-рые налагают отпечаток на всю даль-
нейшую жизнь (см. Психоанализ). В пользу
конституционной точки зрения говорят в осо-
бенности данные наследственности: по М.
Гиршфельду, у гомосексуалов в 8% братья и
сестры тоже страдают Г.; общее отягощение
(истерия, неврастения) имеется в 70—80%.
Различают еще и «симптоматический» Г.,
например при заболевании прогрессивным
параличом, при идиотии и т. п. Вообще же,
надо полагать, что большинство случаев
Г. является обусловленным генотипически,
условия же среды могут как способство-
вать проявлению этой аномалии вообще,
так, быть может, определять и форму ее
(фетишизм и другие). В наследственности
гомосексуалов мы находим нередко шизо-
фреников, среди шизофреников нередко ви-
дим гомосексуалов.
У гомосексуалистов часто встречаются
различные гетеросексуальные стигмы (см.
Гермафродитизм). Так, напр., у мужчин —
женские признаки: растительность, распре-
деление жира ио женскому типу, нежная
кожа, наличие грудей, женские пропорции
скелета, женский таз, высокий голос и пр.;
у женщин—волосы на лице, мужской таз,
низкий голос и пр.; в 95% (по Вейлю) слу-
чаев гомосексуализма — диспропорции ске-
лета в сторону евнухоидгьзма (см.), что ука-
зывает на участие эндокринной системы в
происхождении гомосексуализма. Что ка-
сается психических особенностей, то оДна
пятая (по Кронфельду) всех гомосексуалов
совершенно нормальны в психическ. отно-
• шении. Большинство же истеричны, инфан-
тильны, склонны к мечтательству, фанта-
зерству, фиксированию переживаний, вну-
шаемы. В соответствии с гетеросексуальны-
ми соматическими признаками мы видим и
психические особенности противоположного
пола. Сюда относятся жесты, движения, ми-
мика, походка, вкус, навыки. Так, напр.,
мужчины уделяют много внимания туалету,
носят корсет, пудрятся, завивают волосы,
занимаются рукоделием и проч. ; один гомо-
сексуал мечтал забеременеть. Иногда Г. на-
чинает проявляться очень рано, уже в дет-
ских играх (мальчики любят играть в куклы
и пр.).—Отношение гомосексуалов к своей
аномалии иногда безразличное, большин-
ство же страдает от невозможности жить
нормальной половой жизнью, чувства поло-
вой неполноценности, неуверенности в себе,
особенно в сексуальном отношении, чувства
непонятости, одиночества, замкнутости. Ок.
60% гомосексуалов совершают попытки к
самоубийству.
Прогноз Г. относительно плохой. Добить-
ся излечения удается только в незначитель-
ной части случаев, и то, главным образом,
там, где имеются бисексуальные тенден-
595 ГОМОСЕК' СУАЛИЗМ 596
ции. Самая важная задача—профилактика:
правильное сексуальное воспитание, сов-
местное школьное обучение. В тех случаях,
где имеется значительное участие внешних
факторов, нек-рый успех дает психотерапия,
н частности психоанализ, гипноз, физкуль-
тура. Попытка лечить по Штейнаху кастра-
цией и последующей пересадкой половых
желез не дала пока определенных резуль-
татов. Возможно, что часть хирургическ. не-
успехов надо отнести за счет плохого транс-
плантата, быстрой рассасываемости его и
пр. ; в последнее время стали придавать зна-
чение и тому обстоятельству, чтобы транс- i
илантант (т. е. субъект, от которого взят
трансплантат) и субъект, которому делают
пересадку, принадлежали к одной кровяной
группе (см. Гемагглютинация). Возможно
также, что односторонняя, а не полная ка-
страция тоже является тормазом для успе-
ха. В отдельных случаях полезно для под-
крепления сексуальной слабости примене-
ние органотерапевтических препаратов.
В связи с указанными особенностями пси-
хики гомосексуалистов понятными стано-
вятся те коллизии, в к-рые они попадают в
разных жизненных столкновениях. Направ-
ление полового интереса в сторону искания
особей своего пола заставляет их нарушать
так наз. общепринятые нормы поведения. За
границей, да и в дореволюционной России,
эти нарушения общепринятых правил пове-
дения преследовались специальными «зако-
нами о нравственности». Помимо того, что
это законодательство, направленное про-
тив биологического отклонения, является
абсурдом само по себе и не дает реальных
плодов, оно действует крайне вредно на пси-
хику гомосексуалистов. До сих пор в пере-
довых капиталистических странах далеко
еще не закончена борьба в пользу отмены
этих лицемерных установлений. Так, в Гер-
мании особенно страстную и небезуспешную
борьбу за отмену закона против Г. ведет
Магнус Гиршфельд. Советское законодатель-
ство не знает так назыв. преступлений, на-
правленных против нравственности. Наше
законодательство, исходя из принципа за-
щиты общества, предусматривает наказание
лишь в тех случаях, когда объектом поло-
вого интереса гомосексуалистов становятся
малолетние и несовершеннолетние (ст. ст.
151, 152 Уголовного кодекса РСФСР).
Уже отсюда становится ясным, что совет-
ская оценка особенностей и отличий гомосек-
суалистов далеко не совпадает с тем, что мы
наблюдаем на Западе. Понимая неправиль-
ность развития гомосексуалиста, общество
не возлагает и не может возлагать вину за
нее на носителя этих особенностей. Этим
самым нарушается в значительной мере та
стена, которая естественно воздвигается ме-
жду гомосексуалистом и обществом и за-
ставляет первого глубоко уйти в себя. Под-
черкивая значение истоков, откуда такая
аномалия растет, наше общество рядом про-
филактических и оздоровительных мер со-
здает все необходимые условия к тому, что-
бы жизненные столкновения гомосексуали-
стов были возможно безболезненнее и что-
бы отчужденность, свойственная им, рассо-
салась в новом коллективе.
Лит.: С к л я р Н., О происхождении и сущ-
ности гомосексуализма, «Врачебное дело», № 24—26,
1925; С е р е й с к и й М. и К р ы л о в а Е., Пси-
хика при конституциональном гипогинетализме, «Во-
просы педологии», том III, 1928; К в и н т JI. и
Г е ш в а н д т е р Р., Про гермафродитизм i гомо-
сексуал!зм, «Укр. мед. архив», ч. 2—3, 1927; К г e и-
t e r Е., Lieber Hodenimplantation beim Menschen,
• Zentralblatt für Chirurgie», № 48, 1919; L i c h t e i l -
s t e r n R., Die Ueberpflanzung der männlichen Keimdrüse,
W., 1924; S t e i n а с h E.und L l c h t e n s t e r n
R., Umstimmung der Homosexualität durch Austausch
der Pubertätsdrüsen, «Münchener medizinische Wochenschrift
», 1918, № 6; S t i e v e H., Vergleichende physiologisch-
anatomische Beobachtungen über die Zwischenzellen
des Hodens, «Pflügers Archiv», 7 CC, 1923;
H i r s c h f e l d M., Die Homosexualität des Mannes
und des Weibes, В., 1920. M. CepeÜCKUÜ.
Э т н о г р а ф и ч е с к и й о ч е р к . Гомо-
сексуальная любовь далеко не ограничи-
вается в своем распространении народами
высоких культур, но имеет свои центры рас-
пространения и среди т. наз. малокультур-
ных народов. Следует, однако, отличать Г.,
возникающий исключительно на почве анор-
мального развития организма, от Г., уси-
ливающегося вследствие определенных со-
циальных причин. Различие между этими
двумя формами Г. особенно хорошо видно
на африканском этнографическом материале.
В Африке гомосексуальная любовь, встре-
чающаяся почти исключительно среди муж-
ского пола, довольно редка и вызывается
либо существованием гинандроморфных ин-
дивидов (mzili), стремящихся подобрать себе
«мужа», либо влиянием европейцев, арабов
и индусов, а иногда, как, например, у сан-
де (ньям-иьям), многоженством вождей и их
приближенных, ведущим к нехватке жен-
щин. Несомненным центром распростране-
ния гомосексуальных отношений является
Азия, особенно в ее центральной части, от-
куда явления гомосексуализма проникают
и на окраины континента. Причины азиат-
ского Г. носят в значительной степени со-
циальный характер, как-то: затворничество
женщин, недостаток их, военно - кочевой
образ жизни. Поэтому азиатский Г., как
и африканский, ограничивается преимуще-
ственно мужчинами. Особняком стоит наи-
более интересное явление в гомосексуаль-
ной жизни малокультурных народов—так
наз. «превращение пола». Это явление имеет
весьма любопытную культурно-географиче-
скую зону своего распространения—северо-
восточную оконечность Азии (чукчи, коряки,
камчадалы) и Тихоокеанское побережье Сев.
Америки. «Превращение пола» обычно свя-
зывается с шаманством — «превращенные»
шаманы считаются самыми сильными. При
наступлении половой зрелости мужчина,
реже женщина, начинает приобретать образ
жизни другого пола—носить соответствую-
щее платье, выполнять соответствующие ра-
боты и, наконец, соединяется легальными,
с обычноправовой точки зрения, брачными
узами с лицом своего же пола. Магико-ре-
лигиозная фикция создает в то же время
представление о «муже»—духе, заместителем
к-рого и является земной «муж». Интересно
отметить, что «превращенные» имеют свое-
образные морфологические изменения в
своем антропологическом облике. Природа
этого загадочного явления еще недостаточно
выяснена. Гомосексуальная любовь в среде
малокультурных народов ограничивается
597 ГОМОСИОРИЯ ГОМПЕРС 598
б. ч. мужчинами, что стоит, м. б., в связи
с экономическим и социальным значением
мужчины в раннем обществе.
В эпоху классической древности гомосе-
ксуальные отношения получили особое раз-
витие в Греции, возникая там преимуще-
ственно в военно-аристократической среде.
В эпоху развития греческ. демократии го-
мосексуальная любовь попрежнему куль-
тивировалась среди аристократии, где во-
енное и моральное воспитание юношества
(эфебия), находившееся в руках старших по
возрасту руководителей, давало для этого
благоприятную почву. Приниженное поло-
жение греч. женщины, мешавшее возникно-
вению дружеских отношений между муж-
чиной и женщиной, придавало эротическому
отношению к юношам своеобразный интел-
лектуалистический характер, получивший
свое раскрытие даже в греч. идеалистиче-
ской философии (Платон). С другой стороны,
и среди эмансипированных женщин также
встречались, м. б., в виде протеста против
пренебрежительного отношения мужчин, от-
дельные попытки культивирования однопо-
лой любви (лесбийская поэтесса Сафо, от-
сюда—лесбийская любовь). Приблизительно
те же корни имел Г. и в Риме, где, однако, го-
мосексуальные отношения приобрели более
одиозный характер, развиваясь, гл. образом,
как своего рода «утонченность» в среде рим-
ской аристократии, плутократии и при дворе
цезарей. Особняком стоит Г. рабской казар-
мы. Г. в мире ислама является наследием
центрально-азиатского Г., который получил
особенно широкое распространение, вслед-
ствие усиленного исламом женского затвор-
ничества. П. Преображенский.
ГОМОСПОРИЯ (от греч. homos—одинако-
вый, spora—семя), в противоположность ге-
тероспории (см.), равноспоровость, явление
развития одинаковых спор у растений, при-
чем из спор развивается обычно обоеполое
поколение (многие водоросли, мхи, папо-
ротники).
ГОМОСТИЛИЯ (от греч. homos—одинако-
вый и stylos — колонка), в противополож-
ность гетеростилии (см.), равная длина стол-
биков и пыльников в цветке растений. См.
О УЬЫЛв нив
ГОМОТАКСАЛЬНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ, тер-
мин, предложенный Гексли для обозначе-
ния отложений, образовавшихся в одинако-
вых условиях и характеризующихся одина-
ковыми петрографическими и палеонтологи-
ческими особенностями, но имеющих раз-
личный геологический возраст. Напр. ко-
ралловые фацгт (см.) верхней юры и ниж-
него мела можно назвать Г. о.
ГОМОТИПИЯ (от греч. homos—одинако-
вый, typos—форма, вид), термин, введенный
зоологом Г. Бронном для обозначения сход-
ства симметричных органов (антимеров),как,
напр., зеркальное сходство между правой и
левой рукой или сходство между однород-
ными органами, расположенными по радиу-
сам вокруг главной оси животных с лучевой
симметрией тела. См. Гомология.
ГОМОФОНИЯ (от греч. homoios—подоб-
ный и phone—звук), в буквальном смысле
означает единозвучие или «подобногласие»
т е. или чисто мелодическую одноголосную
фактуру или исполнение одного и того
же напева несколькими голосами, вполне
сливающимися друг с другом (пение или
игра в унисон; так было в музыке античной
и начала средних веков). В более широком
смысле гомофонией является также и октав-
ное удвоение мелодии, поскольку в данном
случае налицо почти полная эквивалент-
ность звуков. В еще более расширенном зна-
чении, в обычной музыкальной практике под
Г. подразумевают мелодию с подчиненным
ей сопровождением. Так. образом, в отли-
чие от полифонии (см.) в подлинном смы-
сле (многоголосия с самостоятельн. движе-
нием каждого голоса), гомофонная фактура
требует наличия выпукло выступающего и
руководящего мелодического голоса, в от-
ношении к-рого остальные голоса организу-
ются по принципу соподчинения, а не по
принципу взаимодействия и раскрытия свой-
ственных каждому из них выразительных
функций. И. Г.
ГОМОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ЛУЧИ, лучи, ко-
торые либо сами фактически пересекаются
в одной точке (действительном фокусе) ли-
бо образуют пучок, продолжения лучей ко-
торого сходятся в одной точке (мнимом фо-
кусе). Основное требование, предъявляемое
к оптическим системам (системам линз и зер-
кал), дающим изображение, заключается в
том, чтобы