Атмосфера картины даёт возможность приобщиться к духу и жизни некогда великого раннекапиталистического государства Европы, Венецианской Республики. Фильм замечательно передаёт противоречие между торговым и денежным капиталом. Видимо действия происходят в исторический период, когда торговый капитал оттесняется промышленным и денежным капиталами. В фильме во многом отринуты антисемитские мотивы пьесы. За счёт этого он приобретает больший реализм и трагичность по отношению к одному из главных героев - ростовщику еврею Шейлоку. В какой-то мере, Шейлок в фильме становится главным героем, оттесняя Бассанио и Антонио.
Сценарий пьесы при такой подаче приобретает замечательное свойство. Он рельефно показывает двойные стандарты по отношению к "своим" - представителям титульной нации (торговцам, которые и привели к развитию республики) - и "чужим" - евреям-ростовщикам. По всем законам когда Шейлок должен был получить сполна по векселю, суд прибегает к крючкотворству и обирает ростовщика, наказывая за саму попытку восстать на господ. При этом, Антонио и Бассанио, нарушив священные клятвы перед возлюбленными, не подвергаются никакому наказанию.